Йен Робертсон об арт-бизнесе и ценообразовании в современном искусстве
В рамках первого Synergy Art Forum международный эксперт арт-рынка, глава Sothebyʼs Institute of Art Йен Робертсон кратко и ёмко рассказал про современные механизмы функционирования арт-рынка, а мы добавили к его разработкам несколько наблюдений.
Сегодня рынок искусства обладает одним из самых высоких коэффициентов капитализации. Он вырос за последние 50 лет в более, чем 50 раз! Искусство – товар с символической ценностью, определяющей его рыночную цену. Продается не материальный объект (предмет искусство), а тот символический капитал, которым он обладает, т. е. уникальная и престижная информация, которую он несет, благодаря которой увеличится символический капитал покупателя. Многие бизнесмены включают ныне в свой инвестиционный портфель инвестиции в искусство, требующие знания специфики арт-рынка. Кроме того, роль визуальной коммуникации в мире растет, все больше молодежи нацелено сделать карьеру художника или карьеру в какой-либо креативной индустрии.
Каких художников стоит покупать и как художнику стать известным?
Свое выступление Робертсон начал с демонстрации своих научных разработок, а именно четырёх ступенчатой пирамиды эко-системы арт-рынка. Все просто: пройдя три этапа учебы и первичного становления (DELTA -› GAMMA -› BETA) через подтверждение своих художественных и бизнес-достижений арт-рынком, современный художник, находясь в зените карьеры, на этапе ALPHA получает, помимо частного, признание государственного (публичного) сектора экономики. Его приглашают выставляться в государственные институции, покупают в музейные фонды и экспонируют вместе с признанными шедеврами, но поддержанием подобного рода «авторитета» необходимо заниматься путем продуманного проведения маркетинговых и брендинговых акций. Именно таких художников арт-рынок «вписывает» в историю искусства, а коллекционеру стоит присмотреться к таким «художникам-карьеристам», предугадав или спонсировав их развитие в рамках одобрения необходимыми арт-институциями, если коллекционер рассматривает искусство как инвестицию. Но цена на таких художников нестабильна, интерес к творчеству должен постоянно поддерживаться и все-таки содержать в себе подлинную оригинальную идею и мастерство. Не всегда известность и цена приходят при жизни мастера. Часто предприимчивые арт-дилеры или ценители искусства «открывают» звезд уже после смерти.
Из чего складывается цена предмета современного искусства?
Цена предмета современного искусства складывается из символической ценности, подтвержденной мировыми игроками арт-рынка и государственными (публичными) институциями. Мастерство художника, стоимость его работы (условно, человеко-часы), декоративность (красота произведения искусства), внутреннее содержание арт-объекта и стоимость материалов потеряли свое определяющее значение.
Ключевые игроки арт-рынка
Среди самых важных игроков арт-рынка, чье одобрение необходимо художнику для того, чтобы росла его символическая ценность на арт-рынке — известные галеристы и арт-дилеры международного уровня (Gagosian, Pace gallery, Perrotin, David Zwimer и др.), арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, FIAC, The Armory и др.), биеннале искусства (Венецианское биеннале, Documenta и др.), выставки в музеях и публичных культурных институциях, выполнение государственных заказов, коллаборации с известными брендами, вхождение в коллекции известных коллекционеров, арт-фондов и продажи на торгах аукционных домов (Sotheby’s, Christie’s).
Вы никогда не замечали, что часто в течение нескольких лет в разных крупных городах мира, арт-столицах проходят выставки одного и того же мастера?
Кто-то из ключевых игроков арт-рынка занялся карьерой своего подопечного, неважно жив ли он или мертв, и начал «раскручивать» его, осуществляя план осмысленной маркетинговой кампании и брендинга. Обычно современного художника «раскручивают» за счет старого мастера. Например, выставляют в известном музее (пример, Такаси Мураками в Версале или музее «Гараж»). Хотя бывают и обратные примеры. Недавно Фонд Louis Vuitton в Париже анонсировал выставку enfants terribles от искусства Жана-Мишель Баския (1960-1988) и Эгона Шиле (1890-1918), которая будет проходить с 3 октября 2018 по 14 января 2019 года. Очевидно, что в этой паре Баския более коммерчески успешный с точки зрения арт-рынка, чем Шиле, но типологически и даже биографически его можно сблизить с Баския, прибавив ему символического капитала и, как следствие, рыночной стоимости. Напомним, что Шиле уже «утверждался» в одной из ведущих арт-институций, когда в ГМИИ им. А. С. Пушкина проходила выставка его работ.
Прогнозы развития арт-рынка от Йена Робертсона
- На карте мировых столиц арт-бизнеса появятся новые города. На данный момент один из самых очевидных претендентов – Лос-Анджелес
- Коллекционеры будут больше работать непосредственно с художниками в обход арт-дилеров и галерей, чему способствуют социальные сети и повышенный уровень всеобщей социализации. Сегодня правильный брендинг и общение превыше всего!
- Триумфальное возвращение мастерства (craft). Мир устал от идей и концепций. А Инстаграму нужно яркие фотографии. Да здравствуют, впечатляющие и понятные арт-объекты!
Йен Робертсон – действующий глава лондонского отделения арт-бизнеса Sothebyʼs Institute of Art, арт-консультант, издатель, лектор, профессор, культурный атташе, автор более 100 статей об арт-бизнесе и книг (Understanding International Art Markets and Management (2005); The Art Business (2008); A New Art from Emerging Markets (2011); Understanding Art Markets, Inside the World of Art and Business (2016); Art Business Today: 20 Key Topics (2016); New art New Markets (2017); Our Culture (2018).
О Йене Робертсоне на сайте Sothebyʼs Institute of Art, включая избранные записи выступлений
Synergy Art Forum – первый в России форум международного уровня, объединяющий профессионалов арт-бизнеса, организованный университетом «Синергия, с привлечением иностранных и отечественных экспертов. Цель форума — восстановление подлинной и актуальной картины современного функционирования креативных и арт-индустрий, а также активное общение и обмен опытом среди участников мероприятия.