Интервью Андрея Кончаловского о «Рае» и «Грехе»
В рамках Московского культурного форума-2017 Андрей Кончаловский дал экспресс-интервью, в котором рассказал о себе как интернет-блогере, о роли памяти и как люди теряют ее в современном мире, о революции 1917 года, о разнице театра и кино и о «Рае» и «Грехе».
Мы побывали на пресс-конференции и публикуем материал о последнем фильме и творческих планах режиссёра.
«Рай» Кончаловского
Говоря о важности памяти и ее потере в мире, где правит интернет, Кончаловский не обошел стороной свой последний фильм «Рай», получивший на Венецианском кинофестивале в сентябре 2016 года второй (после главного «Золотого льва» за лучший фильм) приз за лучшую кинорежиссуру «Серебряный лев». «Рай» — это, действительно, фильм о памяти, которая у людей, к сожалению, коротка.
Поскольку фильм многонационален, русских должны были играть русские, немцев – немцы и так далее. Так было решено на первоначальном этапе производства. Но возникла проблема: немцы из западной Германии не хотели играть Гиммлера (Рейхсфюрера СС, рейхсминистра внутренних дел Германии в эпоху нацизма), а немцы из восточной Германии шли на пробы с удовольствием. Из около десяти кандидатов Кончаловский не взял никого. Далее поиски продолжились в других, близких к Германии, странах. И снова ничего.
В итоге, Кончаловский позвонил Виктору Сухорукову, который и блестяще исполнил эту роль. Ему предстояло выучить несколько страниц немецкого текста в виде монолога. Текст переписывался. У актёра не было времени выучить роль. Сухоруков вышел из положения: свой монолог он произнёс на абракадабре, которая впоследствии была озвучена носителем языка. Исполнение отечественного актёра было высоко оценено критиками в Германии и России, а также широкой публикой.
«Грех» Андрея Кончаловского
Недавно режиссёр анонсировал свой новый проект под рабочим названием «Грех». Будучи автором уже нескольких киноциклов, Кончаловский взялся за экранизацию эпопей о поворотных исторических моментах и исторических личностях. Вспомним Кончаловского-сценариста драмы Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Используя архетипические понятия и противопоставления «Рай» и «Ад», «Добродетель», «Безгрешность» и «Грех», режиссер проводит четкую линию между своим кино «монументальным» и «денежным» продуктом современного Голливуда, которой он критиковал в ходе беседы.
Его следующий фильм – о художнике, архитекторе, скульпторе, мыслителе и поэте Высокого Возрождения и раннего барокко Микеланджело (1475-1564).
-Почему Микеланджело?
«А почему нет?!», — отвечает суеверный режиссер, который не любит вдаваться в детали своих будущих проектов.
После минуты колебания он все-таки рассказал о том, что его сподвигло к работе над таким грандиозным фильмом. Он побывал в палаццо Строцци во Флоренции, посетил огромную библиотеку с фолиантами Макиавелли и, по всей видимости, проникся духом близости истории.
Но какую именно линию сюжетную линию выберет Кончаловский, пока остается загадкой…
Во всяком случае, режиссёру с Большой Буквы и лестно, и интересно браться за фильм о Гениальном Художнике, коим был Микеланджело. Так, знаменитый искусствовед Макс Дворжак заключил, что гениальность Микеланджело происходит от его стремления изобразить человека не правильным с натуралистической точки зрения, а представить его равным Богу. Как пишет Дворжак, ключевой целью великого итальянца является стремление изобразить «внутреннее переживание, внутреннее потрясение, испытанное художником через таинство смерти Спасителя. И целью Микеланджело становится выразить это потрясение, выстраивать фигуры не снаружи вовнутрь, но изнутри наружу так, как ими овладевает душа, наполняя их без оглядки на преходящую, изменчивую красоту и верность природе независимыми от этого жизнью и смертью».