Куратор Тейт Элена Криппа о выставке Лондонской школы
На открытии выставки «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» я встретилась с куратором отдела современного и новейшего искусства галереи Тейт Эленой Криппа, которая рассказала о Лондонской школе и новой выставке в Москве.
Термин «Лондонская школа» был введен художником Р. Б. Китаем в 1976 году во время выставки «Человеческая глина» в галерее Hayward в Лондоне для обозначения ряда художников, проживающих в столице, и в центре внимания которых находилась человеческая фигура и реинтерпретация обнаженного тела. Термин применялся Р. Б. Китаем к группе из шести художников: Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс.
Был ли у «Лондонской школы» единый манифест и общие идеи, подобно объединениям прошлого таким, как, например, «передвижники» в России? Почему в эпоху доминирования абстрактного и концептуального искусства «Лондонская школа» вернулась к фигуративности?
Художники группы, также их учителя Дэвид Бомберг и Уильям Колдстрим, хотели вновь обрести чувство реальности, поскольку абстракция ушла слишком далеко и стала слишком «субъективной». Они хотели привлечь внимание к ситуациям и индивидуальностям, которые окружали их в реальной жизни. Бомберг и Колдстрим начали писать с натуры. Художники группы писали друзей и родственников, а также городские и природные пейзажи, места, в которых они жили. Реальность увлекла художников вследствие послевоенного кризиса экзистенциализма.
Среди них Фрэнсис Бэкон стал лидирующей фигурой, уловившей в своем творчестве энергию и борьбу человеческого существования. Я бы сказала, что все эти художники и сам ансамбль выставки плотно связаны с историческим моментом силой, чувством, реагирующим на серьезность полученных ран, желанием быть неотъемлемой частью реальности, заставить прочувствовать и воссоздать ее самым глубоким образом. Например, в картине Р. Б. Китая «Свадьба» чувствуется желание преодолеть реальность и тяготы жизни.
Каждый художник Лондонской школы развивал свой собственный художественный стиль. Их объединяло желание писать то, что было тесно связано с их личной жизнью и переживаниями, и не просто писать, а воссоздавать это, предоставляя объектам чувство физического присутствия. Способы, с помощью которых достигались результаты, были у каждого художника индивидуальными.
Могли бы Вы рассказать о манере и стиле каждого мастера?
Например, «К мастерским» Франка Ауэрбаха (1990-1991) представляет образец, присущей творчеству мастера структурированности, монументальности и некоторой драматичности художественного образа. При изучении этой картины Вы чувствуете материал, из которого сделаны объекты изображения (постройки).
Напротив, лейтмотив картин Леона Коссофа – движение. Коссоф всегда использовал очень светлые, яркие и сияющие цвета в совокупности с энергичной манерой письма. Несколько художников Лондонской школы использовали технику импасто. Но все мастера обладали разной манерой письма, разрабатывали свой стиль. Писали разные объекты изображения, окружавшие их.
Как художники Лондонской школы относились к классическому искусству и старым мастерам?
В картине Р. Б. Китая можно узнать Пикассо, Сезанна, Шагала. Китай сказал, что, когда писал «Свадьбу», он думал об «Авиньонских девицах» Пикассо. Здесь человеческое тело источает жизненную энергию. Фрэнсис Бэкон также начал писать свои гротескные фигуры, увидев работы Пикассо 1919-1921 года. Все эти формы очень условны.
В работе Паулы Регу можно увидеть влияние Гойи, особенно в картине «Танец» (1988). Вы также ощущаете влияние Рембрандта во многих портретах.
Возможно, Вам знакома фигура русского художника Давида Бурляка. Некоторые из его работ напомнили мне работы Фрэнсиса Бэкона. Как Вы думаете, мог ли Бэкон знать Давида Бурляка?
Это хороший вопрос, но мы не знаем ничего об этой связи. Единственным русским источником вдохновения Бэкона стало творчество Сергея Эйзенштейна, фильмы которого сильно повлияли на Бэкона. Бурляка и Бэкона могло связывать знание работ Пикассо. Не исключено, что у них были общие друзья.
С 5 марта по 19 мая 2019 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон) представляет выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного переживания жизни. В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.