Now Reading
«Нелюбовь»….

«Нелюбовь»….

Zviagintsev Nelyubov Loveless 1

О новом фильме Андрея Звягинцева чрезвычайно тепло принятом на 70-ом Каннском кинофестивале и получившем Приз жюри. Во время вручения наград каннская публика и сам президент жюри Педро Альмодавр не отпускали нашего режиссера аплодисментами.

«Нелюбовь» продолжает начатую в  «Елене» Звягинцевым и его постоянным соавтором сценариев Олегом Негиным констатацию типических социальных явлений современного общества. Кстати, в отличие от «Левиафана» фильм снят на деньги исключительно частных российских и зарубежных инвесторов, без участия государства. Еще до официальной премьеры в Каннах фильм был куплен для европейского проката, поэтому российскую семейную действительность увидит и западный зритель. Новый фильм повествует о вполне себе среднестатистическом разводе в среднестатистической московской (что видно только по уровню благосостояния) / российской семье. Звягинцев как тонкий  человек и, наверное, слишком ответственный гражданин не берет на себя ни смелости, ни ответственности пытаться лечить или давать готовые ответы на столь сложные вопросы, за что, естественно, консервативно настроенная общественность его и критикует. Он с холодностью отстраненного наблюдателя рисует нам современного человека в достаточно банальных обстоятельствах. Как и Лермонтов в «Герое нашего времени», рисуя «типичного человека в типических обстоятельствах», Звягинцев не выписывает никаких лекарств и не дает никаких ответов: «Вы скажете,  что  нравственность  от  этого  не  выигрывает?  Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого  испортился  желудок:  нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако,  после  этого,  чтоб автор этой книги  имел  когда-нибудь  гордую  мечту  сделаться  исправителем людских пороков. Боже его избави  от  такого  невежества!  Ему  просто  было весело рисовать современного человека, каким он его  понимает,  и  к  его  и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» (цитата из романа «Герой нашего времени»).

Итак, в фильме молодая девушка хочет убежать от матери-«диктатора» в юбке. Встречает молодого человека, который вскоре награждает ее ребенком, которого она, еще не родив, не любит. Добрая мать, естественно, уговаривает дочь избавиться от обоих, но дочь поддается уговорам суженого, и начинает жить с ним. Время идет. Сыну уже 12 лет. Ей чуть больше 30, мужу около 35. Оба обзавелись отношениями на стороне. Перед нами разворачивается кризис людей, проживших уже половину жизни, потерявшихся между советскими постулатами и капиталистической свободой отношений. У нее состоятельный 47-летний любовник, имеющий взрослую дочь, покинувшую отца и живущую за границей. У него — молоденькая симпатичная любовница, которая вот-вот родит их общего ребенка. Семья находится в процессе развода. Они продают общую квартиру. У пары общий 12-летний ребенок – Алеша – тихий и, по всей видимости, почти примерный мальчик. Мать грозится отдать сына в интернат (то при живых родителях), поскольку с новым мужем она не собирается им заниматься, а отец мальчика боится только лишь того, что его православный босс узнает о свершившемся и всерьез намерен сразу после развода женится на своей новой, уже беременной пассии. У нашей тридцатилетней героини, естественно, есть личный «духовник», а именно мастер по эпиляции, с которой она охотно делится деталями жуткой ссоры, угрозами по отношению к мужу. Новоиспеченная «духовница» положительно оценивает ход дел и успешно нанесенные уже почти бывшему мужу раны. Между тем, мальчик слышит угрозы матери, плачет и в ночь, когда родители занимались любовными утехами на стороне, покидает дом в неизвестном никому, даже своему единственному другу, направлении. В ту же ночь умудренный летами, по всей видимости, тонкий и, как мы узнаем впоследствии, способный к состраданию 47-летний любовник главной героини, услышав ее рассказ о своей жизни, произносит центральную фразу: «Нельзя жить в нелюбви». Действительно, нелюбовь – центральная тема фильма. Чувствуется, что у режиссера болит душа о брошенных детях, распавшихся семейных очагах (дом в «Левиафане» и т. п.), чувствуется что-то очень личное в лейтмотиве нелюбви всех его фильмов. Это трагически-печальная констатация фактов, а не глумливое очернение. Да и где, например, главной героине новой кинокартины научиться любить? Она выросла без отца, мать ее ненавидела за единственный факт ее появления от мужа, который ее тотчас бросил. До боли знакомое повествование половине населения нашей страны. Она хотела побыстрее освободиться от тяготы нелюбви своей матери, обретя свою любовь. Но поспешив начать чувствовать и жить, героиня, встретив первого встречного, ошиблась. «Ошибка» была «осознана» после 12 лет брака. Где и как научиться любить? Все идет от семьи.

В фильм «Нелюбвь» Звягинцев включает собирательный положительный персонаж – поисково-спасательный отряд волонтеров, который заменяет полицию в поиске пропавшего мальчика. Как всегда у Звягинцева, зрителя ждет беспощадно-неожиданная концовка фильма.

Отдельного описания требуют последние сцены фильма. От зорких глаз Звягинцева не ускользают повседневные детали российской действительности. Главная героиня со своим любовником, а теперь, кажется, мужем в просторных буржуазных московских апартаментах вместе одиноки отчужденно смотрит «Вести недели» с Дмитрием Киселевым. На ЖК Led-телевизоре разворачиваются ужасы военного конфликта на Украине. Однако героиню больше трогает переписка на ее новом iPhone. Решив, что хватит смотреть в ЖК экран последнего поколения и было бы неплохо привести себя в форму, она покидает теплую софу с мужем, надевает костюм Bosco с надписью «Russia» и идет бегать на балкон на беговую дорожку. Бывший супруг устроился похуже бывшей суженой. Его квартира раза в три меньше. Зато жена моложе лет на 10. Молодая супруга готовит вместе с матерью тесто для пельменей, попутно решая квартирный вопрос. В безвольной позе ждуна он безучастно созерцает ту же трагическую картину, подготовленную командой Киселева. Но есть проблема – годовалый сын отвлекает папу своей игрой в кубики. Мальчик надоел. Его нужно быстро бросить плакать в манеж.

Как и всегда в фильмах Звягинцева, зрителя ждет красивая выверенная кинематографическая картинка (не обошлось и без брейгелевских «Охотников на снегу»), которую помогает создавать талантливый Михаил Кричман. Начинает и заканчивает фильм полузасохшее древо (древо жизни?), на которое в начале киноповествования залезает 12-летний Алеша, которого, кстати, режиссер почти полностью лишил реплик в фильме. За весь фильм он говорит всего лишь несколько раз. Мы видим его слезы после сцены ссоры разводящихся супругов. В фильме много подобных умолчаний и лакун, достаточно сложно воспринимаемых зрителем, пришедшим лицезреть хлеб и зрелища. За натурой для съемок «Нелюбви» Звягинцев в этот раз далеко не ездил, он нашел ее в Москве: диковинно-девственный лес Сходненской поймы, река Сходня в районе усадьбы Братцево и овраг на границе Алешкинского леса. Природа средней полосы в осенне-зимний период отличается какой-то серой гнусностью, безысходностью, отражаясь тяжким бременем в сердцах и душах. Так и «Нелюбовь», как и сам предмет изображения, снята в серовато-унылых цветах. Необходимо предупредить также, что в фильме очень много чрезвычайно откровенных сцен, просмотр которых дается тяжело.

По завершению титров фильма не покидает чувство, что главный шедевр Андрея Петровича Звягинцева еще не снят. В планах режиссера дорогостоящие ленты-эпопеи о Великой Отечественной войне и по истории Древней Руси. Ждем!

Shodnenskiy kovsh letom
Место съемок «Нелюбви» — Сходненский ковш
Июнь 2017

 

Reka Shodnia
Место съемок «Нелюбви» — река Сходня
Июнь 2017

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top