Дневники ММКФ-2017: «Опера» и «Апрельский сон длиной в три года»
Элитаризм, Гордость и Предубеждение, Пуанты, Любовь, Стеснение, Растянутость — ключевые слова второго дня Московского международного кинофестиваля. Во второй день мы посмотрели франко-швейцарский документальный фильм «Опера» и японский фильм-участник конкурсной программы «Апрельский сон длиной в три года».
«Опера» позиционируется создателями как первый документальный фильм о закулисье Оперы Гарнье в Париже. Едва начавшись, режиссер Жан-Стефан Брон (Jean-Stéphane Bron) и дирекция Оперы отправляет зрителю недвусмысленный месседж элитарного превосходства. Да так, что даже человека, далекого от оперы и балета, он заставляет вжаться в кресло. «Мы самые лучшие в мире», — уверенно объявляет в своей речи директор храма искусств. Фраза запомнится отечественному зрителю, вдруг вообразившему, что лучший балет в мире – в России. Кстати говоря, фильм был снят на частные средства. По словам продюсера Филиппа Мартена (Philippe Martin), только 15 % было вложено государством, а именно регионом Иль-де-Франс. Фильм уже выкуплен прокатчиком и будет показан в наших кинотеатрах.
Между тем, нужно отдать должное создателям фильма, они не стали показывать банальщину стекл в пуантах, а показали сложность функционирования и управления таким огромный механизмом, как опера и балет. А этот механизм состоит из цен на билеты, зарплат хористам, переговорам со спонсорами, кастингом новых талантов и диалогом с творческими натурами. Фильм снимали как раз в пору назначения Бенжамана Мильпье (артиста балета и мужа Натали Портман) в качестве главного балетмейстера. Мильпье хотел поменять вековую структуру балетной труппы, но увы, коллектив не горел желанием реформ, и новатор покинул свой пост. Особенно российского зрителя привлечет линия российского певца из Оренбурга Михаила Тимошенко, который прошел отбор в Оперу, а теперь напряженно учит язык и приходит в восторг от знакомства с оперными звездами.
В «Опере» Жан-Стефан Брон также показал скользкую для Франции тему солидарности и права рабочих. Ведь артисты Оперы объявили забастовку, и под угрозой срыва оказался целый сезон. Дирекция проводит шикарные гала-ужины с участием президентов и мировых звезд, имеет в спонсорах крупнейшие компании и постоянно должна увеличивать свой бокс-офис (аж 70 млн. евро за билеты в сезон!), а между тем рядовые участники творческого процесса подвергаются сокращениям, и их зарплаты урезаются до минимума.
Если Вам интересно функционирование системы культуры, ее менеджмент во Франции, а шире в Европе, стоит обязательно посмотреть этот фильм.
[обновление на момент 29 июня 2017 года] Кстати, фильм был удостоен «Серебряного Георгия» ММКФ как лучший документальный фильм.«Апрельский сон длиной в три года» — фильм молодого японского режиссера Рютаро Накагава (Ryutaro Nakagawa), о котором уже говорят как о представителе «новый волны» японского кино. Молодая, немного застенчивая и очень красивая школьная учительница (Аки Асакура, Aki Asakura) ушла из профессии, поскольку ее возлюбленный покинул сей мир после того, как она его бросила. Теперь девушка работает официанткой в маленьком кафе. Помогает ей выйти из кризиса застенчивый молодой человек, любующейся ее красотой в этой забегаловке вот уже три года. Простая, пожалуй, слишком медитативная для российского менталитета история. Однако заставляет задуматься. Герои фильма по-разному отвечают на вопрос, что есть жизнь: «приобретение или потеря?» Сам режиссер на пресс-конференции отметил, что для него сейчас жизнь – приобретение. Между тем, по его словам, в молодежи необходимо воспитывать правильное отношение к потере. Ведь каждая потерь есть приобретение.
Картина ищет прокатчиков в России. Но Вы можете посмотреть ее уже сейчас в кинотеатре Каро.
[обновление на момент 29 июня 2017 года] «Апрельский сон длиной в три года» получил приз ФИПРЕССИ и Специальное упоминание жюри российской кинокритики Вызвал абсолютный восторг членов жюри как чрезвычайно нежная юношеская история любви и открытия миру.