Now Reading
Как Александр III покупал искусство? Какие картины любил Николай II?

Как Александр III покупал искусство? Какие картины любил Николай II?

3 и николай 2 коллекцинеры

Художник и участник Товарищества передвижных художественных выставок Яков Данилович Минченков (1871 – 1938) оставил интереснейшие «Воспоминания о передвижниках», опубликованные в 1940 году. После нескольких попыток Минченков поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1905 года он стал экспонентом и с 1913 года членом Товарищества передвижных художественных выставок. Начиная с 33-ей 1905 года до 1918 года он выставлял свои камерные полотна, преимущественно пейзажи. Журнал The Status Symbol приводит самые интересные воспоминания Минченкова о русских царях-коллекционерах.

Александр III – основатель Русского музея и меценат искусств

В главе «Меценаты искусства и коллекционеры» книги «Воспоминания о передвижниках» Яков Минченков писал об Александре III как о коллекционере искусства:

Меценатом являлся сам царь. Народившееся национальное искусство ему желательно было использовать при проведении общей политики, для укрепления идей самодержавия и православия.

3 с семьей
Александр III с семьей. Конец 1880-х годов. Государственный исторический музей

Передвижники заказов от двора с его установкой на искусство не принимали. Напрасно Александр III старался подкупить передвижников, предлагая им постройку выставочного здания у Исаакия — с двуглавым орлом и титулом «императорское».

Охраняя свою самостоятельность и независимость, передвижники отказались от подарка и выполняли прежнее постановление — не вступать на царскую службу. Когда же в силу условий, создавшихся в кругу искусства, явилась необходимость войти в Академию художеств и передвижникам, общее собрание Товарищества передвижников дало на это разрешение своим членам с условием, чтобы они не участвовали на академических выставках и сохраняли неразрывную связь с Товариществом.

Передвижники — профессора Академии, получая по службе чины и ордена, не признавали их и никогда не носили ни формы, ни орденов, ни каких-либо значков, которые выделяли бы их из общего круга художников.

Царю приходилось приобретать на передвижных выставках то, что было свободно выполнено художниками, насколько последние могли свободно выражать себя при классовом воздействии на искусство.

Александр III покупал для себя и для музеев произведения часто большого значения и большой стоимости, вещи, мимо которых просто нельзя было пройти, не заметив их значимости. Из приобретений Александра III составился, как известно, музей, носивший его имя.

На первой неделе поста царь говел, в субботу причащался и после завтрака с семьей ехал на передвижную выставку, накануне ее открытия для публики. Здесь он беседовал с художниками и приобретал их вещи.

Николай II по примеру своего родителя вначале ввел тот же порядок в посещении передвижной выставки и также приезжал на первой неделе, но потом начал путать, забывать про выставку; во время империалистической войны он совсем смешал выставки и, попав на весеннюю академическую, думал, что находится на передвижной. Объясняли это тем, что он был в это время в невменяемом состоянии. Выставки вообще посещал он, видимо, только из подражания родителю, не проявляя к ним интереса и совершенно не разбираясь в произведениях искусств. Приобретал только то, на что указывал ему сопровождавший его на выставках князь Владимир.

князь владимир александрович 1
Великий князь Владимир Александрович. 1890-е годы. Государственный исторический музей

Его меценатство сводилось к нулю.

Из придворных, даже очень состоятельных, почти никто картин не приобретал; покупателями изредка и на небольшую сумму являлись некоторые министры.

Яков Минченков. Воспоминания о передвижниках

Какие картины ценил Николай II?

В своих воспоминаниях Яков Минченков отметил любовь Николая II к картинам Ефима Ефимовича Волкова (1844 — 1920).

Nikolai II of Russia by I.Repin 1895 Hermitage
Илья Репин. Портрет Николая II. Эрмитаж

К каждой выставке у Волкова набиралось порядочное количество вещей. Нетребовательная публика по-прежнему любила его, и картины, как по заказу, раскупались на точно намеченную художником сумму. Картины Волкова нравились и царю Николаю II. Была слабая-преслабая вещь Волкова: опушка леса, вдали деревья, освещенные заходящим солнцем. Все было бледно и слащевато подкрашено.

Царь постоял перед картиной, дернул себя за ус, произнес: «Вот это я понимаю». И оставил вещь за собой. 

Яков Минченков. Воспоминания о передвижниках
волков пейзаж
Ефим Ефимович Волков. Пейзаж с болотом. 1898. Музей «Художественная культура Русского Севера»

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top