Now Reading
Интервью с коллекционером и президентом Фонда «Искусство Наций» Александром Шадриным

Интервью с коллекционером и президентом Фонда «Искусство Наций» Александром Шадриным

александр шадрин

В Москве в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ с успехом завершилась выставка «Графика народов Севера», объединяющая произведения графики, посвященной жизни Севера. На выставке журнал The Status Symbol встретился с организатором события и президентом Фонда «Искусство наций» Александром Шадриным и побеседовал о коллекционировании искусства малых народов, формировании национальной идентичности и популяризации произведений народов Севера в России и за границей.

иванович шадрин
Президент Фонда «Искусство наций» и коллекционер Александр Шадрин.
© Фонд «Искусство наций»

Как Вы пришли к идее выставочного проекта «Графика народов севера»? Расскажите о своем опыте коллекционера.

Есть взаимосвязь событий.  Я сначала занимался уральскими художниками, но это слишком локальный уровень. Потом я начал заниматься Шемякиным, но он обратился к глобалистским ценностям. Мне понравился Сальвадор Дали, поскольку он сугубо национальный художник. Потом Пикассо, также национальный мастер. Чтобы он не делал, у него получалась испанская вакханалия или коррида, а его цвета – кровь и солнце, золотой и красный. Испанцы покорили Америку, вырезали местное население, а мы, русские, ассимилировали другие народы и жили вместе, женились, покоряли Север. Анализируя мою коллекционерскую биографию, я выстраиваю следующую взаимосвязь: если бы я не любил Дали и Пикассо, меня бы не заинтересовало преколумбийское золото. Потом мы (Фонд «Искусство наций» — The Status Symbol) экспонировали искусство североамериканских индейцев квакиутл. Далее у меня возник резонный вопрос: «Что же было у нас на Севере?» У нас на Севере также живут коренные народы. Племенная культура у всех народов в мире имеет общие черты. Особенную роль играет шаманизм и традиционное деление на три мира, социальность общины, что мне кажется очень интересным. Мы, россияне, находимся где-то посередине: у нас есть общинность и индивидуализм. А западная культура сугубо индивидуалистична. Мы хотим развивать выставочный проект «Графика народов Севера», экспонироваться в регионах. Будет 2-3 выставки.

шадрин
Президент Фонда «Искусство наций» и коллекционер Александр Шадрин.
© Фонд «Искусство наций»

Как история малых народов отзывается в Вас? Возможно, с ней связана Ваша личная история.

Нет, я знаю, что мои предки пришли пешком на Урал в 1719 году из Архангельска. Возможно, что-то и есть, что чувствуется на интуитивном уровне. Мне интересны эти народы своей первобытной культурой, в которой есть реликты язычества, которое сохранило в себе природную самобытность, которой эти народы и занимательны. Их произведения интересны ярким колоритом, в них есть две главные темы – питание (рыба и олени) и шаманизм.

Материальное и духовное.

Не будет еды, и шаманов не будет. Остальные темы появляются позднее. В современном мире все то же самое: будет голод, исчезнут все «достижения» цивилизации.

В чем актуальность выставки «Графика народов Севера»?

Нам нужно вернуться к своим корням, чтобы понять, кто мы, откуда мы и куда идем. Таким образом, мы обретем национальную идентичность. Поймем, что мы разные, но живем и уживаемся все вместе. Я рад, что я русский и показываю графику народов Севера. Я считаю, что это наше общее достояние. Я думаю, что проект получился на 10 из 10. Сами художники не ожидали такого результата и такого интереса к проекту. Они выиграли участие в нем, мы экспонируем их произведения и подготовили для них образовательную программу.

Есть ли в коллекции и экспозиции художники или произведения, которые близки лично Вам?

Работы Михаила Гаврильевича Старостина.

М. Г. Рыбак. 430х340
М. Г. Старостин. Рыбак

В них есть что-то от Питера Брейгеля Старшего.

Да, все верно. И ощущение Дюрера здесь также есть.

Также мне оказался очень близок Вячеслав Фентяжев. Я думаю, его работы будут в моей коллекции. Он русский, но жил на Севере. Через призму своей культуры он запечатлевает национальные явления местных народов порой лучше, чем их представители. А про других я пока не буду говорить. Также мне оказались близки работы Анны Смирновой. Они символичны в понимании того, что Север был и будет русским. Другое дело, что художников очень мало. Необходимо поддерживать тех, кто еще жив. Старая школа уходит. Сейчас мы приобретаем работы у художников, развиваем электронный магазин.

А. В. Вечерний звон. 700х501
А. Смирнова. Вечерний звон

Мы планируем выставлять и продавать произведения этих мастеров в Азии, в Китае. Планируем продавать даже в Европе лет через 5 тем, кто там останется. Европейцам некуда деваться от нас. Они все согласятся со всем. И даже Канада хочет работать с нами, несмотря на запрет американцев. Представитель посольства Канады – из племени квакиутл, индеец.

Да, народы Севера для него близки. Это один мир.

Когда мы пригласили представителя посольства Канады на выставку произведений индейцев квакиутл, он обнял тотем, сказав, что его создал мой вождь.

Национальность и происхождение берут верх.

Интернет-магазин произведений «Графика народов Севера» доступен на официальном сайте Фонда «Искусство наций».

© TheStatusSymbol.com 2017-2024. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top