Коллекционер Анна-Мари Спрингер о письмах Фриды Кало, Поля Гогена и Винсента ван Гога
На вернисаже выставки «Viva la Vida! Фрида Кало и Диего Ривера» я познакомилась с крупнейшим коллекционером писем Анной-Марией Спрингер, которая рассказала о своем собрании, неопубликованных посланиях крупнейших художников и о том, какую информацию дает частная переписка.
Анна-Мари Спрингер активно публикует свою коллекцию. В свет вышли издания: «Скажи мне, что любишь меня, даже если это не правда» с любовными письмами Екатерины II, Наполеона, Марии Медичи, Элвиса Пресли и других, а также «Интимные письма» с посланиями Людовика XV, Эгона Шиле и Эдит Пиаф.
Как Вы начали коллекционировать любовные письма?
В 1994 году у меня родилась дочь. Я купила первое письмо. Мне хотелось передать дочери свою любовь и что-то особенное, поэтому я начала коллекционировать письма преимущественно любовной тематики.
Что Вам дало чтение писем Фриды Кало к ее возлюбленному Диего Ривере?
Письма «открывают дверь» в живопись Фриды, девуалируют ее эмоциональное состояние и физические страдания, которые проявились в живописи.
Ваши недавние приобретения…
Я только что купила письма Поль Гогена.
Любовное письмо Поль Гогена?
О любви…. к живописи. В этом письме, написанном в конце жизни на Таити, Гоген объясняет свою живопись, делая отсылки к другим художникам, музыкантам и к сложным условиям, в которых он работал.
Другие письма?
Письмо Винсента ван Гога, в котором он описывает картину, над которой работает в данный момент и как бы «между делом» он создает свои знаменитые «Подсолнухи».
Возвращаясь к Фриде Кало, что отличает ее письма от посланий Гогена и ван Гога?
В отличие от Фриды ван Гог и Гоген не страдали физически. Ее постоянные боли, операции, состояние здоровья находят печальное отражение в ее посланиях. Все это объясняет и живопись Фриды Кало.
Живопись Фриды Кало (Мексика, 1907 — 1954) и ее постоянного адресанта, любви всей жизни Диего Риверы представлена до 12 марта в московском Манеже. В экспозиции демонстрируются работы из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина, значительная часть собрания мексиканского музея Долорес Ольмедо и крупных частных коллекций. Многие работы впервые доступны широкой публике в России.
Интересно, что долгое время живопись Фриды находилось в тени искусства ее возлюбленного. Ее творчество считали декадентским и любительским. Между тем, личная суть ее искусства ныне необычайно ценится. Юношеская болезнь, автобусная авария, желание иметь детей и самопроизвольные аборты, измена мужа и годы, проведенные на больничной койке — как будто все тягости мира обрушились на Фриду, чтобы найти визуальное отражение в ее откровенном творчестве.
Для создания наиболее целостного образа художницы, помимо живописи, в экспозиции представлены копии корсетов Фриды, которые она разрисовывала в больнице, вдохновляясь народным творчеством. На арт-рынке их сложно найти, а цена на них начинаются от $5 млн. На пресс-конференции организатор выставки, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже Владимир Воронченко отметил, что, когда несколько лет назад музей делал выставку Фриды Кало в Санкт-Петербурге, более 45% посетителей — молодые женщины до 30 лет. Многие из них приехали специально эту выставки из других регионов. Для нескольких поколений женщин во всем мире Фриды Кало — это не только живопись, но и личное сопереживание.
Яркий экзотизм творчества Фриды Кало и Диего Риверы, боль утрат, любовные письма не оставят равнодушным зрителя. Высокое качество организации экспозиции, на которое, по словам организаторов, были потрачены многие миллионы евро, стоят посещения и внимательного погружения.