Now Reading
Как коллекционеры Морозовы покупали картины? Кутилы-коллекционеры Морозовы

Как коллекционеры Морозовы покупали картины? Кутилы-коллекционеры Морозовы

morozov art collectors

Интерес к династии Морозовых вновь возник благодаря выставке Foundation Louis Vuitton в Париже и выставкам коллекций этих меценатов в ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже. Морозовы сколотили свое богатство на производстве тканей. Журнал The Status Symbol приводит самые интересные воспоминания современника знаменитых коллекционеров.

Морозовы – коллекционеры нового русского и французского искусства

Морозовы прославились меценатством и коллекционированием: Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Музей изящных искусств имени А. С. Пушкина), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал в Пушкинском музее изящных искусств, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку-читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич — Музей кустарного искусства, Савва Тимофеевич способствовал созданию МХТ, Дягилевским сезонам.

Самыми известными арт-коллекционерами были Иван Абрамович и его брат Михаил Абрамович Морозовы. Они начали коллекционировать работы русских художников. С начала 1900-х годов Морозовы приобретали произведения нового западноевропейского искусства, в основном французскую живопись. Собрание Михаила Морозова было принесено им в 1910 году в дар Третьяковской галерее. В коллекции Михаила Морозова были работы Михаила Врубеля, Валентина Серова, Василия Сурикова, Эдуарда Моне, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Эдварда Мунка.

серов михаил морозов
Валентин Серов. Портрет Михаила Морозова. 1902

В коллекции Ивана Морозова, самого известного мецената династии, хранились произведения Клода Моне, Ренуара, Поля Сезанна, Пьерра Боннара, Мориса Дени, Винсента ван Гога, Поля Гогена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Отона Фриеза, Шарля Мангена, Альбера Марке, Анри Матисса и Пабло Пикассо.

Portrait of Ivan Morozov2
Валентин Серов. Портрет Ивана Морозова. 1910

После революции собрание Ивана Морозова вместе с собранием Сергея Щукина послужило основой для организации Музея нового западного искусства, коллекции которого впоследствии были переданы Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге и Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Как Лев Толстой «отшил» Морозова

Однако современники нелестно отзывались о новых московских предпринимателях. Из воспоминаний художник, члена и распорядитель Товарищества передвижных художественных выставок Якова Минченкова известен случай:

На выставке оставался один посетитель — яркий представитель буржуазии, один из семьи московских купцов Морозовых, кутила и сумасброд. Про него рассказывали, что он, приезжал в какой-либо город и останавливаясь в гостинице, требовал выселения всех живущих в его этаже, заявляя: «Я плачу за все и не желаю, чтобы кто другой жил со мною рядом». В модном, дорогом смокинге, с пышным красным цветком в петлице и сам красный от вина — он, увидев Толстого, начал бегать, вокруг него, спрашивая у меня:

  — Это Толстой, Толстой?

Льву Николаевичу, видимо, надоело видеть перед собой вертящуюся фигуру, и он, нахмурившись, спросил:

   — Что этому петушку надо?

Пришлось посоветовать Морозову оставить нас в покое, и тогда к Толстому вернулось хорошее настроение.

Яков Минченков «Воспоминания о передвижниках»

В «Воспоминаниях о передвижниках» Яков Минченков описывал коллекционеров из среды старого московского купечества и членов династии Морозовых:

«В большинстве это были старики, народ малообразованный, но любящий и ценящий искусство. А вот их дети, получившие даже высшее образование, не все отличались большой чуткостью к искусству. Часто их приобретения на выставках носили характер прихоти, траты денег от избытка. Таковы были братья Морозовы. Они являлись на выставку, иногда вдвоем или втроем, приобретали вещи, а некоторое время спустя, при расплате, забывали даже, кто из них и что купил. Сперва они приобретали картины на передвижной выставке, потом искусство передвижников им надоело, и они стали собирать произведения новых течений, а картины передвижников выбросили из своих собраний. Дальше они перешли на иностранных художников, меняя свои взгляды и вкусы на искусство, как моду на костюмы».

Яков Минченков «Воспоминания о передвижниках»

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top