Дневники Берлинского кинофестиваля. День 2
Берлинский кинофестиваль вступил в полную силу. Пресса и индустрия ждут с нетерпением премьеру одного из главных фильмов конкурсной программы «По воле Божьей» изысканного француза Франсуа Озона. Я смотрела фильм на премьере во дворце Берлинале, поэтому на пресс-конференции внимательно слушала вопросы и реакции коллег, уже посмотревших фильм на показе для прессы. Картина, очевидно, «зацепила» публику, породила целый шквал вопросов журналистов и аплодисментов после премьеры.
Фильм Озона основан на реальных фактах и повествует о растлении несовершеннолетних представителями католической церкви. Французский католический священник Бернар Прейн не один десяток лет растлевал детей в лагере для мальчиков-скаутов Сан-Люк. На пресс-конференции в Берлине режиссер рассказал, что ему пришлось снимать картину под секретным названием во избежание сопротивления среди верующих. Кроме того, его традиционные инвесторы, например, французский медиа-холдинг Canal+ отказались финансировать фильм на столь щекотливую тему.
В точном и тонком фильме не показаны сцены насилия, но демонстрируются обстоятельства, при которых они происходили – намеренный прием режиссера, подчеркивающий трагическую безысходность произошедшего. Жертвы этого насилия нарушили обет молчания только спустя 20-30 лет, когда достигли семейной и профессиональной стабильности. Ведь образ «жертвы» в жестоком мире не к лицу общему стремлению к успеху.
«По воле Господа» словно продолжает лейтмотив силы прощения предыдущего конкурсного фильма «Доброта незнакомцев». А сама фраза «сила прощения» была дословно повторена в фильме.
Второй фильм дня – тоже о детях. «Крушитель системы» («System crasher») немецкого режиссера Норы Финшелдт. Главная героиня – девочка Бенни -вследствие пережитой в детстве драмы крушит все вокруг себя. От нее отказываются все дома ребенка. Она не любит никого, кроме своей матери, которая в конце фильма так и не заберет eё из детдома. Именно мать виновна в поведении своей дочери, но система социального обеспечения не может обвинить eё в этом. Родители в картине «По воле Божьей» также не понесли ответственности за невнимание к жалобам детей, иногда намеренно замалчивая факты насилия. Во взрослом мире всегда страдают дети. Но если у Франсуа Озона детям-жертвам все-таки удается наказать виновного и обрести права голоса, то ребенок-бунтарь у Норы Финшелдт скорее всего сгинет в недрах психиатрической системы. Еще одно правило «взрослого мира»: начиная борьбу, нужно быть уверенным в победе.
Photo credits to the owner