Now Reading
Экспертиза живописи: как это было в XVII веке

Экспертиза живописи: как это было в XVII веке

Paul Bril landscape with St. Jerome and rocky crag

Во все времена искусство привлекало власти предержащих, давало им символическую опору, являлось синонимом влияния и денег. С появлением «дорогого» искусства возникают подделки полотен великих художников. Сегодня полотно известного мастера не мыслимо без подтверждающих этот факт бумаг. Действуют комитет Шагала, Rembrandt Research project, признанные рынком и научным сообществом эксперты публикуют авторитетные каталоги-резоне по наследию великих мастеров… Однако до сих пор арт-рынок не был очищен от подделок. Как же появилась экспертиза живописи? Как можно отличить подделку от оригинала? На опыте и истории расскажем об экспертизе искусства.

Как проводили экспертизу в XVII веке?

Первые высказывания об искусстве появились одновременно с его возникновением и сейчас бы назывались бы критикой искусства. Отношение к искусству как к ценности, имеющей финансовое измерение, символ престижа, сформировало первую плеяду «искусствоведов». Так называемые «знатоки» (арт-дилеры, сами художники, кураторы королевских коллекций) занимались экспертизой живописи. Чаще всего вопрос об атрибуции (авторстве картины) возникал в связи с ее продажей. Так в Голландии XVII  века для установления истины собиралась комиссия из антикваров и художников, которая выдавала письменный сертификат о ее авторстве. Сохранились документы комиссии, в которой участвовал Рембрандт, Виллем Кальф, Бартоломеус ван дер Хелст и другие именитые живописцы по картине Пауля Бриля (1556-1626). 16 сентября 1653 года амстердамский нотариус И. ван дер Хувен  заверил письменную экспертизу комиссии художников по одной из картин:

«Сегодня, 16 сентября 1653 года, появились у меня… уважаемый Хендрик ван Эйленбюрх, торговец произведениями искусства, 66 лет, Мартин Кретцер, 56 лет, и Лодвейк ван Людик, 46 лет, оба любители и опытные знатоки живописи, а также Бартоломеус Бренберг, 55 лет, Бартоломеус ван дер Хелст, 39 лет, Симон Люттихейс, 45 лет, Паувельс Хеннекин, 39 лет, Филипс Конинк, 33 лет, и Виллем Кальф, 30 лет, все – известные художники, проживающие в этом городе и мне, нотариусу, хорошо знакомые, и по просьбе Абрахама де Кооге, торговца произведениями искусства, живущего в Дельфте, единодушно объявили… что представленным антикваром пейзаж длиной примерно 3 фута и 4 дюйма и высотой 2 фута и 4 дюйма, по амстердамским меркам, изображающий горы, леса и долины, украшенные фигурами людей, быков, козочек и овец, написанный на холсте, наклеенном на дерево… вышеназванную картину эти свидетели хорошо и внимательно рассмотрели и исследовали, обдумали и дали заключение, что эта картина является подлинным оригиналом, написанным рукой Пауля Бриля, причем вышеназванные свидетели (а именно Эйленбрюх, Кретцер и ван Людик) привели в обоснование своего мнения и компетентности, что они видели многие произведения этого самого Бриля и даже владели таковыми. Вышеназванный Бренберг (объявил), что он в течение семи лет был в контакте с Брилем, неоднакратно видел, как он работал над картиной и даже копировал в Риме различные его картины. А вышеназванные ван дер Хельст, Лютихейс, Хеннекин, Конинк и Кальф [объявили], что они как художники всегда стараются знакомиться с хорошими картинами и при этом видели различные картины, написанные вышеназванным Паувелем Брилем, и, таким образом, очень хорошо знают его [живописную] манеру и метод. Итак, настоящее совершено в присутствии заслуживающих доверия свидетелей Яна Мейрса и Антони Рютгерса ван Терлаув, проживающих здесь же». Подписи членов экспертной комиссии. Далее следует дополнение: «16 сентября 1653 года появился… Рембрандт ван Рейн, знаменитый художник нашего города, примерно 46 лет от роду, и объявил по вышеназванному вопросу, что он картину, описанную в вышеприведенной аттестации, хорошо рассмотрел и исследовал и что он присоединяется к этому заключению…» (цит.по книге И. Линник «Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин»).

 

Rembrandt Self portrait Kenwood
Рембрандт. Автопортрет
1024px Bril Paul Self Portrait 1595 1600
Пауль Бриль. Автопортрет

Из этого экспертного заключения XVII века следует, что эксперты пользовались методом сравнительного стилистического (искусствоведческого) анализа. Они были знакомы с работами Бриля, хорошо знали его метод и манеру, копировали их, даже владели его полотнами. А мнение Рембрандта считалось заключительным, настолько художник был уважаем. Подобный сравнительный стилистический анализ до сих пор используется искусствоведами и экспертами живописи.

Kalf Willem Armes et armures Le Mans
Виллем Кальф. Натюрморт
Preaching of John the Baptist 1634 Bartholomeus Breenbergh
Бартоломеус Бренберг. Пейзаж

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top