Гид по конкурсной программе 70-ого Каннского кинофестиваля
В минувший четверг Тьерри Фремо и Пьер Лескюр объявили программные фильмы 70-ого Каннского кинофестиваля. Всего дирекция получила 1930 фильмов, и только 49 из них были выбраны для показа в рамках официальной программы. Таким образом, в этом году в официальной программе фестиваля принимает участие 29 стран, что делает фестиваль по-настоящему международным.
Из этих 49 фильмов только 18 поборются за главный приз — Золотую пальмовую ветвь. Президент жюри Педро Альмодавр и его коллеги примут это непростое решение и огласят результаты 28 мая на церемонии закрытия фестиваля.
Мы попытаемся кратко проанализировать основные тенденции и темы, которые готовят нам фильмы конкурсной программы.
“Российское” производство: любовь и нелюбовь
В Канны в этом году возвращается дважды лауреат фестиваля режиссер Андрей Звягинцев со своим новым фильмом Нелюбовь : «История супружеской пары в разгар тяжелого развода. Женя и Борис нашли новых партнеров и готовы начать жизнь сначала, даже если это означает отказ от 12-летнего сына Алёши. Увидев одну из их гадких ссор, Алёша исчезает». Картина была сделана на частные деньги продюсера и предпринимателя Глеба Фетисова (кинокомпания Фетисов иллюзион), а также были подключены западные партнеры. Над созданием фильма работали кинокомпании из Бельгии, Франции и Германии. Острый и проникновенный фильм Звягинцева возник под влиянием «Сцен супружеской жизни» одного из самых уважаемых режиссеров Звягинцева — Ингмара Бергмана.
“Французские” фильмы: беженцы, идентичность, запретная любовь и история
В 2017 году в конкурсную программу Канн вошло 4 фильма, в создании которых так или иначе принимали участие французы.
В последние годы одной из главных тем, обсуждаемых европейской общественностью и политиками, является миграционный вопрос. Кино отражает вопросы времени. В 2015 году Жак Одиар получил высшую награду фестиваля (Золотую пальмовую ветвь) за свой фильм Дипан, повествующий о беженцах из Шри-Ланки, просящих убежище во Франции. В этом году Михаэль Ханеке обращается к вопросу беженцев в своем фильме Хэппи-Энд (Счастливый конец). Драма повествует о богатой французской семье из Кале (регион, где живут много беженцев), чью размеренную жизнь меняют новоприбывшие поселенцы. Ханке взял поистине «звездных» актеров: Изабель Юппер, получившая в этом году Золотой глобус, легендарный Жан-Луи Трентиньян, исполнивший главную роль в фильме Мужчина и женщина Клода Лелуша, и Матье Кассовиц (лауреат 3 премий Сезар).
Новичок на Круазетт Робен Кампийон обращается к проблеме равнодушия, царящего в современном обществе, в своем фильме, впервые представленном на фестивале в Каннах. Лента 120 ударов в минуту посвящена общественной организации Act Up.
После Второй Мировой войны французское кино стало известно благодаря своему экспериментальному характеру, своей повествовательной двусмысленности и изобилию откровенных сцен. Франсуа Озон продолжает традиции киношедевров Новой Волны и «кино тела», представив на фестиваль Двуличный любовник: «Молодая и хрупкая Хлоя начинает посещать психиатра Поля, чтобы вылечиться от депрессии. Через несколько месяцев общения они становятся любовниками, но оказывается, что ее новый возлюбленный скрыл от нее важную часть своей жизни».
Запретная любовь, чувственность и искусство — главные темы новой картины Молодой Годар оскароносного Мишеля Хазанавичуса. Фильм основан на реальных событиях: на съемках фильма «Китаянка» 37-летний Годар влюбился в юную актрису Анну Вяземски, которая ответила ему взаимностью, а в 2015 году написала книгу, посвященную их роману.
Фильм Жака Дуайона Роден — биопик о жизни и творчестве реформатора современной скульптуры француза Огюста Родена, приуроченный к столетию со дня его смерти. В роли легендарного скульптора лауреат приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль Винсен Линдон.
Звезопад на Круазетт
70-ый Каннский кинофестиваль — юбилейный. Конечно, же мы ждем много звезд и «звездных» фильмов. Одним из таких станет Роковое искушение Софии Копполы. Фильм является римейком ленты «Обманутый» (1971) с Клинтом Иствудом в главной роли. В новом фильме Копполы поистине звездный состав Коллин Фаррелл, Кирстен Данст, Эль Фэннинг и Николь Кидман (актриса и вовсе представляет на фестивале 4 фильма со своим участием).
Азиатское кино
В программах европейских фестивалей все больше и больше азиатских фильмов, особенно южнокорейских. В 2017 году в программу Каннского кинофестиваля вошло два фильма из Южной Кореи: Окча (с Тильдой Суинтон) одного из самых успешных режиссеров этой страны Пона Джун-Хо и Ге-Ху (Послезавтра) Хона Сан-су. Бонг Джун-Хо — любимый кинорежиссер Квентина Тарантино — делает успешные коммерческие и артхаусные фильмы. Хон Сан Су считается коммерчески успешным, и он также хорошо известен в международном фестивальном движении. Хон был награжден в Каннах в 2010 году и в Локарно в 2013 и в 2015 годах. Откровенный и антиутопический японский артхаус представляет Наоми Кавасе и ее Хикари (Сияние).