Красота по-британски: beautiful, sublime, pittoresque. Хогарт, Берк, Рескин
От Джошуа Рейнолдса, Роберта Гука, Джона Констебла, Уильяма Тернера до молодых британских художников (Young British Artists) – британское искусство пережило долгую эволюцию и отличается подлинным своеобразием, как и британская арт-критика. Журнал об искусстве The Status Symbol приводит подборку британских арт-критиков, которые давали определения красоте.
Ульям Хогарт. Автопортрет с собакой. Tate Britan
Английский портретист Уильям Хогарт (1697 – 1764) опубликовал книгу «Анализ красоты» в 1753 году, в которой описываются теории Хогарта о визуальной красоте и изяществе в доступной для обычного человека того времени форме. В его теории ключевое место занимала «линия красоты» (S-образная (змеевидная) изогнутая линия), возбуждавшая внимание зрителя, вызывавшая живость и движение. В своем автопортрете с собакой художник запечатлел знаменитую изогнутую линию красоты на мольберте. Хогарт также выделил принципы красоты соразмерность (fitness), разнообразие (variety), симметричность (regularity, правильность), простота (simplicity), сложность (intricacy), величина (quantity – greatness).
Англо-ирландский арт-критик Эдмунд Берк (1729 – 1797) опубликовал в 1757 году самое известное сочинение по эстетике «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful»), раскрыв понятия «возвышенного» и «прекрасного».
Прекрасное | Возвышенное |
Предметы прекрасные сравнительно невелики | Предметы возвышенные огромны по своим размерам |
Прекрасное должно быть гладким и полированным | Величественное — шероховатым и небрежно отделанным |
Прекрасное должно избегать прямой линии, но при этом отклоняться от нее незаметно | Величественное во многих случаях любит прямую линию, а когда отклоняется от нее, то, как правило, очень резко |
Прекрасное не должно быть темным | Величественному подобает быть темным и мрачным |
Прекрасное должно быть легким и изящным | Возвышенному подобает быть солидным и даже массивным |
Джон Рескин. Автопортрет
Англичанин Джон Рескин (1819 – 1900), критик и художник, изменил наше представление об искусстве. Несправедливо оклеветанный в массовой культуре как ханжа и сноб, Рескин был ведущим британским художественным критиком XIX века. Достаток семьи позволил Рескину путешествовать по Европе на протяжении всей юности. Этот опыт сформировал человека, сделав его самым известным арт-критиком XIX века. «Хороший вкус есть нравственное качество», – считал Рескин. Считается, что труды Рескина повлияли на взгляды Льва Толстого.
Как сейчас определяют красоту в английском языке?
В английском языке есть несколько прилагательных определяющих красоту. Приводим их толкование носителем языка.
Beautiful – attractive, обозначает гармонию в пейзажной живописи
Sublime связано с понятием irregularity, wildness (в искусстве)
Pittoresque – живописность, пикчуреск, сочетание, баланс двух вышеописанных понятий. В 1799 году британский художник и теоретик Уильям Гилпин даже написал «3 эссе о живописности».