11 фактов об импрессионизме и испанском искусстве

майоль кусты роз коста брава 1920 национальный музей искусства каталонии.tIkdE
View Gallery

Музей русского импрессионизма продолжает знакомить широкую публику с самым популярным течением в истории искусства. Первый международный проект музея был представлен на торжественном открытии 9 октября 2019 года совместно с ведущими музеями Испании. Речь пойдет об испанском искусстве рубежа XIX–XX веков. Экспозиция знакомит публику с творчеством восемнадцати испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве. Около 60 работ из 14 ведущих музеев Испании и частных коллекций дополнены двумя картинами из московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Выставка в Музее русского импрессионизма пройдет до 26 января 2020 года. Расширить свой горизонт и понять, что испанское искусство – это не только Пикассо, Дали, Гойя и Веласкес, можно на новой выставке предварительно ознакомившись с самыми интересными фактами об этом периоде в испанском искусстве.

  1. В известной песне поется: «Цвет настроения – черный». Цвет испанского искусства рубежа веков – темный. Колористическое решение испанской живописи той эпохи гораздо темнее французского аналога. Мазок более четкий, а изображения более натуралистичные. Наследие Эль Греко, Веласкеса и Гойи не осталось забытым.
  2. Предтеча французского импрессионизма Эдуар Мане не скрывал своего восхищения Гойей, неоднократно используя его мотивы в своем творчестве.
  3. В искусствоведческой литературе нет единства мнений относительно использования термина «испанский импрессионизм». Даже Музей русского импрессионизма аккуратно называет выставку «Импрессионизм и испанское искусство». Точно можно говорить об испанском искусстве в эпоху импрессионизма.
  4. Временные рамки эпохи – 1870 – 1920-е годы.
  5. Все же кто они испанские импрессионисты? На выставке демонстрируются картины Хоакина Сорольи, Рамона Каcаса, Мариана Пиделасерры, Игнази Мальола, Сантьяго Русиньоля, Рикарда Каналса, Игнасио Cулоаги, Жоакима Мира, Пере Изерна, графика Дарио де Регойоса, Изидре Нонеля и скульптура Рикарда Гино.
  6. Художников, представленных на выставке, можно разделить на две категории: художники-эмигранты, проживавшие во Франции и работавшие бок о бок с французами; художники, вдохновленные живописью соседей и проживавшие на родине.
  7. Каталонец кубинского происхождения Пере Видал де Соларес изображен на известной картине Пьера Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» из собрания Музея Орсэ. Испанец оказывается центральной фигурой на картине: это одетый с иголочки джентльмен в цилиндре, танцующий с любимой моделью Ренуара Марго Легран. На выставке представлена работа кисти самого Солареса— «Портрет офицера полиции» из собрания Музея истории Барселоны.
  8. Друзья-художники Сантьяго Русиньоль и Рамон Каcас жили в Париже в начале 1890-х годов. Вернувшись в Барселону, они открыли артистическое кафе «Четыре кота» по образу и подобию легендарного парижского кабаре «Черный кот». Именно здесь прошли первые выставки молодого Пабло Пикассо.
    Касас. Монмартр. ок. 1890 1891. Библиотека музей Виктора Балагера Виланова и ла Жельтру
    Рамон Касас “Монмартр”
  9. Художник Игнасио Cулоага, чрезвычайно популярный на рубеже XIX–XX веков, с 1890 года жил в Париже, на Монмартре, и дружил с Анри Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, вместе с ними участвовал в выставках, переписывался с Огюстом Роденом. В своем творчестве он эксплуатировал типичный образ Испании: танец, драма и средневековая архитектура. Именно Сулоага организовал путешествие коллекционера Ивана Щукина по Испании. Во время него Щукин приобрел много подделок. После неудач в предпринимательстве Щукин решил продать коллекцию, однако, оказалась, что только несколько работ являются подлинниками. Иван Щукин покончил жизнь самоубийством. Ничего неизвестно об участии Сулоаги в фальсификации живописи. Однако поездка была спланирована именно им.
    . Сулоага О. Роден И.И. Щукин в путешествии по Испании. 1905. © Collection Chtchoukine Paris
    Сулоага, Роден и Щукин
  10. Мариано Фортуни – самый популярный испанский художник этого времени. Его работы небольшого формата. Их отличает детальность исполнения. У него был арт-дилер, который занимался его продвижением, поэтому его картины быстро раскупались. Илья Репин писал о нем: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». Михаил Врубель получил за время учебы почетное прозвище «Фортуни» за свою акварельную технику, которую так ценил его учителя в Академии Павел Чистяков. На испанского мастера обращали внимание Валентин Серов и Василий Поленов. Мариано Фортуни был отцом не менее известного модельера и театрального художника, которого тоже звали Мариано. Фортуни-младший изобрел особый способ обработки шелка, который стал называться «плиссировки Фортуни», его клиентками были Айседора Дункан и Сара Бернар, а в венецианском доме художника сегодня организован музей.
    Фортуни. Улица Гранателло в Портичи. 1874. Коллекция Вида Муньона. Альмерия
    Мариано Фортуни “Улица Гранателло в Портичи” 1874
  11. В начале 1900-х годов каталонец Рикардо Гино посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера. После смерти мэтра через суд Гино добился права авторства на работы, которые он создавал для Ренуара.

© TheStatusSymbol.com 2017-2022. 16+ All Rights Reserved.

Scroll To Top