Почему картина Боттичелли стоит $92.2 млн? Секрет арт-маркетинга
На арт-рынке редко появляются шедевры значительных мастеров Ренессанса. Среди причин – прогрессирующее увеличение количества потенциальных покупателей, которым необходимы новые приобретения для подтверждения статуса и в качестве надежного актива, национализация и дарение частных собраний музеям («вымывание» арт-рынка) и относительно небольшое количество картин. The Status Symbol magazine приоткрывает завесу арт-рынка западноевропейского искусства.
Очередным рекордом рынка стала продажа на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке портрета неизвестного молодого человека с медальоном кисти Сандро Боттичелли за $92.184 000. По инсайдерской информации, картина была приобретена через русский отдел лондонского Sotheby’s (директор Лилия Ситника) и, по всей видимости, русскоязычным коллекционером. Продажа картины за $92.2 млн заняла 4 минуты.
Подлинные шедевры всегда растут в цене
Предыдущий владелец картины заплатил за нее $1.3 млн. в 1982 году, что даже с учетом инфляции в разы меньше актуальной стоимости. Почему? На арт-рынке подлинных шедевров, как жемчужин, не так много. Лучшие работы коллекционеры, арт-дилеры и галеристы намывают, как золото, годами и не спешат с ними расставаться. Крупные аукционные дома – Christie’s и Sotheby’s – владеют информацией о лучших собраниях и соревнуются в праве представлять интересы коллекционеров в продаже собраний публично на аукционах или путем private sales.
Как искусство попадает на рынок? В арт-бизнесе есть три пути (three D) – debts, death, divorce (долги, смерть и развод). TheStatusSymbol.com искреннее надеется, что первая и последняя D не коснётся наших читателей, а вот от смерти никуда не убежишь. Поэтому зная, что потомки все равно продадут собрание или из-за налоговых перипетий, коллекционер в определенном моменте жизни принимает решение о полной или частичной продаже своего собрания. Даже в этом случае не все готовы расстаться с жемчужинами своих коллекций. Предыдущий владелец этой картины Боттичелли ушел из жизни в ноябре 2020 года.
Другой шедевр старых мастеров «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, маркетингу которого посвящена отдельная статья, в 2013 году стоил $127.5 млн., а в 2017 – уже $450 млн. на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
Узнаваемость, качество и сохранность превыше всего
Люди устроены просто. Им нравится узнавать и быть узнанными. Для этого модные дома тщательно хранят ДНК бренда, современные мастера пытаются выработать узнаваемый стиль, а покупатели ищут «имена» и иллюстрации из школьных учебников.
Портрет молодого человека кисти Боттичелли – яркое и вместе с тем типичное свидетельство итальянского Ренессанса. Стиль ренессансного мастера узнаваем. Не вызывает сомнений талант художника, сохранность произведения, великолепие как портрета, так и модели.
Провенанс, библиография, выставки и иконография
Провенанс, библиография и иконография – вовсе не скучные термины искусствоведов. Выражаясь языком маркетинга это инструменты монетизации и факторы ценообразования живописи.
«Портрет неизвестного молодого человека» Сандро Боттичелли – хорошо известная работа великого итальянского мастера. История бытования произведения (провенанс) насчитывает более 14 передач и уходит корнями в XVII век. Однако до сих пор специалистам не удается проследить ее до момента создания. В некоторых случаях неполный провенанс играет не в пользу картины. В эпоху Ренессанса художники часто писали портреты богатых и влиятельных заказчиков. Пока семья была «в силе», произведения передавались по наследству, однако, постепенно семьи теряли могущество, а коллекции уходили в небытие, чтобы потом вновь появиться в поле зрения ценителей искусства.
Молодой человек Боттичелли – по всей видимости, представитель семьи Медичи.
Библиография портрета неизвестного – более 40 книг, статей и репродукций. Картина была упомянута самыми известными искусствоведами и экспертами XX века по итальянскому искусству, среди которых – Роберто Лонги, Эверетт Фахи, Миклош Босковитц, Ханс Белтинг.
Другой немаловажный фактор успешной продажи предмета искусства – его выставочная история. Работа Боттичелли выставлялась в ведущих культурных институциях мира, среди которых – Королевская академия искусств в Лондоне, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Кураторы некоторых выставок сомневались в авторстве данного портрета, что является стандартной практикой музейной атрибуции.
А само изображение? Картина – есть изображение. В условиях современного арт-рынка произведения искусства должны быть понятны всем многонациональным покупателям: от Европы до Азии и арабских стран. Портрет – почти универсальное явление в истории искусства.
Искусство — это история и истории. Произведения искусства «вписывают» в историю искусствоведы и коллекционеры, поэтому для узнаваемости и, в случае необходимости, успешной продажи одну из ведущих ролей сыграет грамотное искусствоведческое описание и анализ памятника искусства. Заказать описание коллекции или предмета искусства, Вы можете по ссылке.
Последнее и самое главное: жизнь коротка, а искусство вечно. Окружайте себя вневременной красотой (например, живописью) и вневременными ценностями, а вопросы цены все равно канут в Лету.