Очерки ММКФ-2019. Правдолюбивый банкир, бездарный гений и Горбачев
В этом году Президент Московского кинофестиваля Никита Михалков принял окончательное решение перенести смотр с июня на апрель, что было поддержано киносообществом и публикой. Кстати, публика могла приобретать билеты на фестивальные премьеры.
Традиционно ММКФ уделяет внимание кинематографу из Азии, что, безусловно, является его главной «фишкой». И в Иране, и в Турции, и в южноазитских странах те же мировоззренческие проблемы, что и в остальном мире, но угол их рассмотрения лишен мелкополитической конъюнктурности, как это бывает в западном кино. Приведем примеры.
Тренинг личностного роста (реж. Фархат Шарипов, Казахстан, 2018)
Для меня – как минимум, один из лучших фильмов года! Таким он и останется даже после Канн. Режиссер держит публику в напряжении и в неведении финала до конца фильма. Что выведет простого казахстанского банковского сотрудника Каната на новую карьерную ступень: тренинг личностного роста или помощь школьного друга? Что возьмет вверх: чувство правды, которое прочно укоренено в герое, или общество, семья, где мерилом успешности становятся положение и заработок? А в финале – общий план на цветущую яблоню, однако, при крупном плане – цветы как будто пожухли.
На пресс-конференции фильма молодой обаятельный режиссер не вдавался в объяснение картины, даже слишком лаконично отвечая на вопросы журналистов. Сам фильм очень лаконичен. В нем нет лишних сцен. Он обрубает и оставляет концы на суше. Как у Чехова, где в пьесе ружье на стене непременно выстрелит. В кого и за что – останется на совести каждого. Страшно должно быть каждому, ибо в мире, где справедливость не является общим мерилом, ружье однажды может выстрелить в тебя.
Фильм был удостоен главной награды фестиваля – Золотого Святого Георгия.
Пианист от Бога (реж. Итай Тал, Израиль. 2019)
Картина была представлена на фестивале в Роттердаме и демонстрировалась на ММКФ в рамках программы «Фестивальные хиты». Молодая пианистка Анат оставляет свою карьеру в общем посредственную ради воспитания гениального пианиста: своего сына. Но мальчик рождается глухим. Лишенная очередной соревновательной цели жизни мама подменяет ребенка в роддоме и забирает другого малыша, из которого впоследствии получается-таки подающий надежды юный пианист и композитор. Но сын проваливается на экзаменах в консерваторию. Ему пророчат карьеру «пятой скрипки справа», между тем он исполняет сочинение другого современного признанного гения музыки. В конце фильма она впервые видит своего настоящего сына- подростка, он мягко ей улыбается в ответ. Что есть гений? Есть ли место счастью и любви меж человеческих амбиций?
Встреча с Горбачевым (реж. Вернер Херцог, Андрэ Сингер, США. 2018)
Картина стала фильмом закрытия ММКФ-2019. С момента развала СССР прошло 27 лет: не так много по меркам истории. Но споры об этом поворотном историческом моменте не утихают. А оценка роли Михаила Горбачева сменяется с позитивной на негативную. Моя соседка по креслу критиковала каждую сцену фильма и по истечении 20 минут покинула зал. Картина построена на интервью создателей фильма и Горбачева, в которых тот как бы исповедуется и в то же время оправдывается. Это скорее исповедь, чем панегирик. Западные режиссеры трактуют образ Горбачева жалостливо и мелодраматично. Фильм состоит из шести эпизодов: приход Горбачева к власти и состояние страны после череды коротких правлений; Горбачев и перестройка; завершение гонки вооружений и Чернобыль; объединение Германий; появление фигуры Бориса Ельцина и экономический кризис в стране; уход Раисы Горбачевой. Эпизоды стройны как четверостишия в стихотворении.
В конце фильма Горбачев читает бессмертное произведение Михаила Лермонтова, звучащее уже выбранной эпитафией на своей могиле, ключевой строчкой в котором является: «Я хотел бы забыться и заснуть!»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.