«РИМ» Альфонсо Куарона: женщины всегда остаются одни
Оскароносный Альфонсо Куарон («Гравитации» и «Гарри Потера и узника Азкабана») вернулся в авторское кино с автобиографическим фильмом «Рим».
«Мужчины уходят, а женщины всегда остаются одни», — пожалуй, главная цитата фильма. Лента вдохновлена детством режиссера и женщинами, которые его окружали. Мать зажиточного семейства ушла от мужа, устав от его измен. Теперь ей придется содержать себя и семью самостоятельно. Подобная женская «самостоятельность» не была принята в обществе той эпохи. Муж даже не показан в фильме. В кадре он появляется на своей шикарной машине, подобно гангстеру, о нем говорят, но он никогда не участвует в семейной жизни. Добрую и наивную няню бросил друг после того, как узнал о её беременности. Словно не желая ребенка и да еще столкнувшись накануне родов с этим бойфрендом – правительственным молодчиком, она рожает мертвую девочку. Вот она трагическая метафора женской судьбы. Кстати, название – «Рим» – отсылает не к итальянской столице, а к одноименному буржуазно-благополучному кварталу в мексиканской столице, где вырос Куарон. И в названии тоже можно усмотреть метафору: это «вечный город», где женщина – главный созидатель и в то же самое время жертва. Сквозная линия фильма – подавляемые правительством политические протесты Мексики 1970-х годов и господствующая в стране жесткая социальная иерархия. Однако картина остается вневременной и понятной людям нескольких поколений и разного происхождения.
В интеллигентной борьбе за «львов» и прочие награды в Венеции у Альфонсо Куарона есть все шансы, чему способствует «женская» тематика и даже некоторый феминизм картины. На пресс-конференции Куарон заявил, что черно-белое колористическое решение подчеркивает важность лейтмотива фильма – памяти. Кроме того, фильм снят на пленку. Будет показан на Netflix в декабре 2018 года. Благодаря «Риму» в руках у Альфонсо Куарона все козыри для успеха на фестивалях и у ценителей фестивального кино.
8 сентября 2018 года на церемонии закрытия Венецианского кинофестиваля лента «Рим» Альфонсо Куарона была удостоена главного приза — «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Картина была действительно самой «авторской» и самой лучшей в конкурсной программе.