Свой-Чужой в «Тесноте» Кантемира Балагова
Мы посмотрели фильм 25-летнего режиссера Кантемира Балагова еще на первом пресс-показе на Каннском фестивале в рамках программы «Особый взгляд». Смелая, честная история. Неожиданная для европейского зрителя. Изумительно снятая и сыгранная. Сильный дебют. Настоящий statement.
Сразу было понятно, что фильм — потенциальный призер и был включен в «Особый взгляд» только в силу возраста режиссера, страны происхождения и «дебютного» характера картины. Кроме того, другим «бременем»картины является то, что индустрия кино (инвесторы, продюсеры, дистрибьюторы…) не любит возиться с фильмами об этнических проблемах. А «Теснота» именно об этом. Тем не менее, и здесь Кантемир Балагов триумфует. Один из самых влиятельных мировых дистрибьюторов — Wild Bunch — покупает фильм. Сам Кантемир получает приз ФИПРЕССИ — Международной федерации кинопрессы — в Каннах. Далее в июне фильм начинает победное фестивальное шествие в России: собирает награды на «Кинотавре», получает Гран-при на фестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало». И вот премьера в российских столицах. Внимание к режиссеру растет, как на дрожжах.
Первые скандалы. Мы не увидели ничего антироссийского в фильме Балагова, как и в «Левиафане» Звягинцева в свое время. Но определенно настроенная часть прессы, активных граждан, словно завидуя успеху или создавая инфоповод самим себе, уже мечут стрелы в сторону режиссера. Это все преходяще. Теперь перейдем к сути вопроса.
1998 год. Кабардино-Балкария. Еврейская община Нальчика. Похищение. Запретная любовь. Чеченская война. «Теснота» — сложно сотканный неразрешимо-невыносимый клубок религиозных, социальных, возрастных, этический противоречий. Все конфликты, проблемы, поднятые в картине. трудно перечислить. Балагову великолепно удается показать «разрыв» не только между этническими общностями на Кавказе, но и разрыв внутри этих самых общностей. «Племя», община в которой рождается человек, заставляет его играть по ее правилам. Используя человеческий ресурс, она выкидывает отработанный материал. «Твое «племя» сегодня повернулось к тебе …», — говорит главная героиня-еврейка в ответ на возражение своей матери против любви с кабардинцем, когда местная еврейская община не дала денег на выкуп мальчика из пришлой еврейской семьи. «Тесноту» можно вывести на более высокий уровень осмысления, за пределы «локальных» проблем: это не фильм о Кавказе, о межнациональных проблемах в России, а даже скорее о проблеме свой-чужой, бунте одного, смелости и свободе выбора.
Смотреть обязательно!