«Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля: для людей, которые еще не родились
В рамках конкурсной программы 75-ого Венецианского кинофестиваля американский художник-неоэкспрессионист и режиссер Джулиан Шнабель («Баския», «Скафандр и бабочка») представил новый фильм «На пороге вечности», посвященный последним годам жизни Винсента ван Гога. За исполнение роли художника актер Уиллем Дефо был удостоен Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль. Для меня фильм – точное отражение того, что я чувствую о ван Гоге после знакомства с его жизнью, творчеством, поездок в Арль, Овернь-сюр-Уаз. Он привнес в искусство чистое видение цвета в живописи и яркую красоту «банальных» пейзажей.
На премьере в Венеции фильм был очень тепло встречен публикой и прессой. «На пороге вечности» — ни в коем случае не классически-банальный байопик, а нечто большее. Снятый художником о художнике, фильм – глубокое и тонкое проникновение в суть процесса творчества, это фильм о том, как оставаться живым и достичь вечности.
Соавтор сценария «На пороге вечности» легендарный Жан-Клод Каррьер («Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля) утверждает, что при создании картины они использовали новеллистический подход к интерпретации жизни мастера. Они придумывали сцены из его жизни, которые могли произойти, слова, которые могли быть сказаны. При всем, что уже написано и снято о ван Гоге, было бы абсурдным снимать очередной байопик, поэтому режиссер визуализировал свое видение ван Гога. В качестве фактологической канвы повествования были использованы 40 лучших работ последних лет жизни мастера, общеизвестные факты из его биографии, а также новые версии о его кончине, о которых дискутирует научное сообщество, а именно – убийство художника деревенскими мальчишками. Кроме того, фильм констатирует, что мы еще не все знаем об этом художнике: в 2016 году были найдены неизвестные ранее рисунки мастера, чья атрибуция ван Гогу не подтверждена окончательно.
История фильма началась в музее д’Орсэ, когда Джулиан Шнабель пригласил Каррьера на выставку «Ван Гог/Арто: человек, приговоренный обществом к самоубийству» (название взято из одноименной книги поэта Антонена Арто). Уже после полудня была придумана структура фильма… А 10 октября 2018 года в Париже откроется выставка «Музей д’Орсэ глазами Джулиана Шнабеля». Во время съемок Шнабель обучал Дефо живописи. За этот период они вместе с командой художников создали более 130 картин.
Лейтмотив ленты – отношение художника-творца даже не с Богом, а вечностью. В этом смысле показателен разговор священника (Мадс Миккелсен) и ван Гога (Уиллем Дефо). «Тебе Бог дал талант художника, чтобы ты жил в нищете?» — вопрошает священник. Ван Гог отвечает: «Я никогда не думал об этом таким образом». В фильме Винсент признается, что «сейчас я думаю только о своем отношении с вечностью» и что «возможно, я пишу картины для людей, которые еще не родились». Ведь искусство бессмертно. В картине он не сумасшедший, как о нем часто говорят. Он хотел всего лишь работать и творить. Он мечтал, чтобы его не отвлекали от живописи, но окруженный «глупыми, слабыми, невежественными» он не может освободиться от оков общества. Дети и школьная учительница порицают его за то, что он рисует «самое» некрасивое у дерева, а именно его корни. Защищая свою картину, он неистово просит их «оставить его в покое» и дать ему возможность писать желаемое. В ленте режиссер делает особый упор на то, что ван Гог не изобретал своих картин, а находил их в природе и освобождал, визуализировал увиденное. Поль Гоген представлен единственным мастером, чьё мнение ван Гог уважал и к которому подсознательно тянулся. Он отрезал ухо, чтобы отправить его единственному близкому другу, чтобы попытаться его удержать. Ведь Гоген его понимал. Они вместе стремились к революции в живописи. Тео представлен понимающим, нежным.
В фильме показана кипучая жажда творчества ван Гога. Однажды в поле Винсент встретил девушку, которую хотел написать во чтобы то ни стало и как можно скорее, почти приказывал принять нужную ему позу в нужном свете, она была испугана… Оператору Бенуа Дельомму (Benoit Delhomme), также живописцу, великолепно удалось взглянуть на жизнь художника его глазами, с его ракурса. Несколько дней он провел в поле в костюме ван Гога, снимая свои прогулки по полям. Для передачи акта творения, особой эмоциональности и острого взгляда на мир Винсента он придумал специальное приспособление для съемок. Шнабель убежден, что такая «шаткость» изображения наиболее точно передают зыбкость бытия. Музыка к фильму, написанная композитором и музыкантом Татьяной Лисовской, усиливает напряженный эмоциональный фон изображения и, без сомнения, станет одним из самых лучших саундтреков года.
«На пороге вечности» Джулиана Шнабеля – один из лучших фильмов о творчестве и о художнике, это удивительно тонкое и мощное погружение в эмоциональное и душевное состояние любого, кто хотя бы раз в своей жизни пытался творить. В российском прокате с 7 февраля 2019 года.