6 мифов об Артемизии Джентилески. Комментарий искусствоведа
В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная становлению итальянского барокко и итальянской художнице Артемизии Джентилески, полотна которой впервые представлены в России. При посещении выставки важно обладать наиболее корректной исторической и искусствоведческой информацией. Собрав все интернет-мифы о художнице и ее эпохе, предлагаем их развенчать.
- Артемизия Джентилески не писала образы жестоких женщин вследствие пережитого ей в юности насилия. Нравы стали жестче. В Риме проводились публичные казни. В эпоху Контрреформации жестокие сцены, например, «Юдифь и Олоферн» стали популярными вследствие постановлений Тридентского собора.
- Артемизия Джентилески писала женскую (в том числе обнаженную) натуру по двум причинам. Во-первых, натурщики стоили дорого, а она, подобно своим коллегам, могла позировать сама себе в зеркало, что ничего не стоило. Во-вторых, рынок искусства положительно реагировал на присутствие обнаженной женской натуры.
- Артемизия Джентилески (1593-1653) не является единственной женщиной-художницей XVII века. Например, в Риме работала ее младшая современница Лавиния Фонтана.
- Артемизия Джентилески была почти не грамотна. В представлении широкой публики каждый живописец, картины которого представлены в музеях, был необычайно эрудированным, как Леонардо да Винчи. Однако в ту эпоху социальное положение художника почти приравнивалось к положению ремесленника, быстро и четко выполнявшего заказы. Ее письма писал под диктовку секретарь, а сама Артемизия делала ошибки в подписях своих работ. Отец художницы – известный художник Орацио Джентилески – однажды признался: «Я умею писать, но недостаточно грамотно».
- Артемизия Джентилески имела равное положение с мужчинами-художниками в мире искусства той эпохи. За свою жизнь она успела поработать для самых именитых заказчиков в ведущих столицах Европы: в Риме, Неаполе и Лондоне. Кроме того, на стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции. Главным для заказчика было высокое качество живописи, а не пол художника.
- Артемизия Джентилески, подобно художникам своего времени, всегда находилась под покровительством именитых особ, чьи заказы она выполняла, и всегда работала «на рынок». Художница часто меняла манеру в зависимости от пожеланий заказчика, с которым часто согласовывались мельчайшие детали картин.
1 февраля состоялся вернисаж выставки «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, которая будет открыта до 31 марта 2019 года. Впервые в России будут представлены работы итальянской художницы, последовательницы Караваджо Артемизии Джентилески и ее современников из собрания неаполитанского музея Каподимонте и коллекции Пушкинского музея. Из Италии привезено всего три картины («Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески, «Ангел с игральными костями и туникой Христа» Симона Вуэ, «Святая Агата» Франческо Гварино), а экспозиция находится в одном зале. Выставка является своего рода превью масштабной выставки итальянского искусства, которую музей готовит в 2020 году.
Несмотря на камерный характер, выставка репрезентативна для понимания путей становления итальянского барокко, в котором сошлись художественные достижения маньеризма в творчестве Караваджо и классицизирующего направления академического толка в лице Аннибале Карраччи.
Генеральный спонсор – банк ВТБ.