Now Reading
Коллекционер-trendsetter и русская муза мирового авангарда: баронесса Эттинген и ее “Парижские вечера”

Коллекционер-trendsetter и русская муза мирового авангарда: баронесса Эттинген и ее “Парижские вечера”

7 Henri Rousseau. La Noce. 1905. Oil on canvas. Musee de L’Orangerie. Paris 1 scaled
View Gallery

24 сентября в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялся закрытый показ выставки «“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая продлится до 13 января 2019 года. Впервые широкой публике демонстрируется важный частный парижский архив авангарда семьи Руссо, произведения Модильяни, Руссо, Пикассо, Дерена и других мастеров из крупнейших французских музеев (Центр Жоржа Помпиду, Музей Оранжери, Музей современного искусства города Парижа, Национальной библиотеки Франции). Кроме того, впервые проведено исследование и обозначен вклад русской баронессы Элен Эттинген (1887 (1885) — 1950) в развитие мирового авангарда и арт-рынка 1900-1930-х годов. Выставка – одна из лучших в этом «музейном» сезоне.

Кто она баронесса Эттинген? Романтические связи, журнал для избранных и творческие инициативы

Уже при жизни русская баронесса с немецкой фамилией  окружила себя тайной. Между тем, в ближнем круге баронессы находились Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты «Золотого сечения», итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Жан Кокто и Гийом Аполлинер. Известно очень мало достоверных сведений о ее жизни. Элен Эттинген предпочитала рассказывать друзьям легенды, однако, в паспортный стол и при оформлении французского гражданства ей все-таки пришлось дать некоторые истинные сведения. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская вышла замуж за немецкого барона. Однако, вскоре они расстались. Будучи артистической натурой, она переехала в Париж со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым (с 1910-х годов он работал по псевдонимом Серж Фера), сразу вошла в арт-«тусовку», а потом и сама организовала у себя салон, ставший одной из точек притяжения на культурной карте Парижа начала XX века.
Баронесса подарила Гийому Аполлинеру пост главного редактора своего журнала «Парижские вечера», который стал своего рода каталогом живописи друзей-авангардистов. Пролистывая этот журнал, русский купец Сергей Щукин принимал решение о покупке картин в свою коллекцию.
Баронесса с легкостью меняла маски: светская львица, покровительница художников и коллекционер. До Революции 1917 года ее украинское имение позволяло ей финансировать приобретение картин друзей и африканской скульптуры (она стала одной из первых, кто оценил по достоинству эти предметы). Несомненно, многие авангардисты познакомились с африканской скульптурой именно в ее салоне. Она устанавливала тренды в коллекционировании. Эттинген ввела в моду Анри Руссо: в ее коллекции было 9 крупных картин, у Щукина – 8. Собрание баронессы по качеству и визионерскому видению искусства можно сравнить только с коллекциями Сергея Щукина и Ивана Морозова.

1 Amadeo Modigliani. Portrait of Elene Ettingen. 1917. Photo. Source unknown
Амедео Модильяни. Портрет Элен Эттинген. 1917. Фото. Местонахождение неизвестно
2 Elene Ettingen. Beginning of 1900s. Photo
Элен Эттинген. Начало 1900-х. Фото

Period rooms: погружение в эпоху

Выставка «“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» организована по принципу близкому к period rooms. Каждый экспозиционный зал погружает посетителя в атмосферу салона баронессы. Первый зал – прихожая, где можно ознакомиться с биографией госпожи Эттинген, второй – посвящен устройству художественного салона, третий со стенами желтого цвета – воспроизводит выставочный зал баронессы. Четвертый зал экспозиции посвящен литературной составляющей салона: Элен Эттинген дружила и находилась в активном творческом взаимодействии с Жаном Кокто и Гийомом Аполлинером. Брат баронессы поставил даже чрезвычайно смелую пьесу Аполлинера «Груди Терезия», декорации к ней выставлены в пятом зале экспозиции. Шестой зал посвящен послереволюционной деятельности Эттинген и Фера, их дизайнерскому дому и самостоятельным творческим проектам. Последний зал – деятельности Сержа Фера во время болезни и после смерти сестры. Благодаря многолетней дружбе с наследниками художника Анри Руссо Фера завещал обширный документальный и художественный архив именно им. Значительная часть этого обширного собрания и демонстрируется ныне в рамках выставки «“Парижские вечера” баронессы Эттинген».

1
Серж Фера. Маска для оперы «Груди Терезия»

Салон: между дружбой и бизнесом

Апартаменты на бульваре Распай, 229 собирали весь цвет парижского общества. Баронесса лихо закручивала дерзкие любовные треугольники с художниками. Приобретала работы друзей-художников. Давала уроки русского языка Пикассо, благодаря чему в его работах появилась кириллица. После Революции, когда доходы из России перестали поступать, баронесса начала продавать свою коллекцию авангарда, тщательно выбирая покупателей и устанавливая лучшую цену. Кроме этого, Элен стала дизайнером, создавала оригинальные скатерти, предметы одежды в технике лоскутного шитья. Эттинген поддерживала свой салон до начала 1930-х годов. Установив сначала прочные связи с самым продвинутым арт-сообществом Парижа в районе Монпарнасс, баронесса объединила художников и бомонд вокруг себя, создала модный салон, который сделал ей имя. Знания и знакомства, приобретенные на светских раутах, а также особая творческая фантазия помогли ей выжить в послереволюционные годы, когда всяческие связи с родиной были пресечены.

Благодарю за великолепную экскурсию по выставке, проведенную в рамках пресс-показа, куратора выставки с российской стороны Алексея Петухова.

Выставка продлится в ГМИИ им. А. С. Пушкина до 13 января 2019 года

11 Serge Ferat. Composition with pipe and glass. 1914 1918. Private collection. Paris
Серж Фера. Композиция с трубкой и стаканом. 1914-1918. Частное собрание. Париж
8 Leopold Survage. City by the sea. 1916. Private collection. Paris
Леопольд Сюрваж. Город на берегу моря. 1916. Частное собрание. Париж

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top