Дневники Берлинского кинофестиваля. День 3
Берлинский кинофестиваль продолжает бомбить публику блокбастерами. Уже утром журналисты, которые обязаны отчитываться перед редакциями ежедневно, спешат на пресс-показы. На этом фестивале значительную часть фильмов я смотрю вечером на премьерах для industry (профессионалы киноиндустрии), прессы (решивший не смотреть фильм на пресс-показе) и публики, имевший счастья получить билет.
Утром я решила открыть для себя Берлин как столицу культуры. Не удивляйтесь, именно в Берлине находится привезенный из Малой Азии Пергамский алтарь (закрыт на 6 лет на реставрацию) и бюст Нефертити. Новый и Пергамский музей экспонируют великолепную коллекцию античного, переднеазиатского и исламского искусства. Впечатляют реконструкции вавилонского храма Иштар почти в натуральную величину и врата Милета. Оба музея находятся на острове музеев. Для профессиональных ценителей искусства рекомендую также посетить музей Боде с великолепной коллекцией скульптуры всех эпох и Старую национальную галерею, где хранится коллекция немецкого искусства XIX века, а особо чувствительную публику впечатлит живопись немецкого романтизма.
Главная премьера дня – «Золотая перчатка» немца турецкого происхождения Фатиха Акина ожидала меня в 22 часа. Как и на любом фестивале, фильмы в конкурсной программе идут друг за другом вечером в одном и том же престижном локейшене. В Каннах – Дворец кинофестивалях, в Венеции – на Лидо в белом Палаццо дел Чинема (Дворец кино), в Берлине – в Берлинале-палац на площади Марлен Дитрих. Перед премьерой в 18:30 в расписании журналистов стояла пресс-конференция фестивального любимца Фатиха Акина, на которой царил особый ажиотаж не только, потому что он «местный», но и вследствие противоречивости содержания его нового фильма. Фатих Акин – серьезный режиссер. В 2017 году он представил на Каннском кинофестивале драму «На пределе» о национализме,терроризме и вендетте. В этот раз он снял черную комедию о серийном убийце «Золотая перчатка». Только представьте в России черную комедию о Чикатиле. Акин убеждал журналистов, что в новом фильме хотел придать достоинства даже самым маленьким людям (жертвам маньяка), которые тоже хотят жить. Какое достоинство может быть у расчленяемой жертвы? А еще режиссер рассказал им, что в детстве именно хоррор впечатлил его настолько, что он решил стать режиссером. По вопросам журналистов было ясно, что мнение по поводу фильма уже поляризировалось.
Предвкушая хоррор с претензией на социальную драму на ночь после пресс-конференции я отправилась смотреть фильм Ханса Петтера Муланда «Угоняя лошадей». Достойный фестивальный, очень медитативный фильм о жизни, вине и прощении. Пожилой мужчина живет в одиночестве и неожиданно встречает своего «сводного» брата, который напоминает ему события юности: уход отца, вину за смерть, первую любовь, вынужденный переезд в город.
После двухчасовой скандинавской медитации на премьере в 22 часа публику ждал немецкий трэш. Уже в первые десять минут главный герой «Золотой перчатки» Фатиха Акина разъяренно отрезал голову своей очередной жертве. Натурализм сцен щедро разбавлен режиссером юмором о жестоком квазимоде-убийце, которого играл красавчик Йонас Дасслер. История, рассказанная в фильме, основана на реальных событиях: в ФРГ в 1970-е годы промышлял маньяк Фритц Хонка, убивавший дам низкой социальной ответственности и хранивший трупы в тайниках у себя дома.
Фильм Фатиха Акин – безусловно, мастерское артистическое высказывание, хотя disgusting. Если судить отстраненно как художественный критик, то с точки зрения сценария, режиссерской и операторской работы – безупречно, с точки зрения содержания – смело. Но если оценить фильм как зритель, то он вызывает вопросы: «К чему он ведет? Зачем столько насилия на экране? Каков режиссерский посыл?». Следуя современной моде, режиссер оставил их без ответа.
Актрисы фильма
Photo credits to the owner