MacDougall’s: русское искусство в Лондоне
В Лондоне последняя неделя ноября традиционно ознаменована неделей русских торгов. Ведущие аукционные дома продают русское искусство. Как показывают предаукционные смотры, толстые каталоги торгов, несмотря на политический кризис, бизнес продолжает работать с «русским», а Лондон остается главным форпостом русского искусства за границей.
Традиционно в начале ноября аукционный дом с русскими корнями MacDougall’s Fine art auctions провел в Москве предаукционный смотр, куда привез самый сок грядущих торгов: картины Гончаровой, Кустодиева, Бродского, Нестерова, Бориса Григорьева, Петрова-Водкина и других. 25 и 27 ноября в Лондоне будут проводиться торги с участием этих картин, а также современного российского искусства.
В обстановке элегантного салона XIX века в усадьбе Зубовых коллекционеры, дилеры и галеристы познакомились с чуть более 20 работами-жемчужинами грядущего аукциона. Среди них — «Осень. Проводы студента» Бориса Кустодиева из коллекции знаменитого физика Петра Капицы (эстимейт 1,500,000 – 2,000,000 GBP), «Испанка» Натальи Гончаровой (эстимейт 800,000 – 1,200,000 GBP), киноплакат «Борьба гигантов» Ивана Клюна (эстимейт 60,000 – 90,000 GBP) русского авангардиста из собрания внучки художника, эскизная работа «Купающиеся мальчики» Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт 500,000 – 1,000,000 GBP).
Очень русская «Испанка» Натальи Гончаровой. Шедевр от MacDougall’s
Наталья Гончарова вошла в историю не только как женщина-лидер авангарда, но и как мастер фигуративной живописи, выросшей из русского искусства. Впервые испанская тема возникла у Гончаровой в 1916 году, когда она работала над эскизами для постановок дягилевской антрепризы, которые впоследстии так и не были осуществлены. Гончарова и Ларионов посетили Испанию. Художница восхищалась роскошью и пышностью барочной архитектуры, а также «серьезной суровостью» ее характера. Роскошь, статуарность, декоративизм — все это присутствует в «Испанках» Гончаровой. Несмотря на название серии, в «Испанках» художницы чувствуется ее русское происхождение, влияние русского лубка, особенно в трактовке образа и его «народности».
«Ревущие двадцатые» на аукционе MacDougall’s
Ревущие 1920-е или ностальгия по belle epoque — это то, о чем вспоминаешь, когда смотришь на картины Сержа Иванова. Художник переехал в Париж в 1920 году и потом в США. Он стал звездой портретной живописи, писал портреты аристократов, предпринимателей и власти предержащих от Пия XI до Элеоноры Рузвельт.
От Репина к соцреализму
На пути от французского салонного по своему духу портрета Репина до появления живописи соцреализма Исаак Бродский стал ключевой фигурой. Этот живой и непринужденный портрет семьи художника является одной из ступеней мастера в его творческом развитии. Ученик Репина. Бродский выказывал особое старание во время учебы в Академии художеств: писал портреты и пейзажи, ходил на этюды, откуда возвращался с целой выставкой. Несмотря на то, что работа была создана в период ученичества (1905), Бродский уже уверенно лепит «форму», колористически точно передает лица, а использование рефлексов придает портрету гипнотизирующую живость.
«Здесь Русью пахнет…»
Михаил Нестеров — один из немногих художников, получивших широкое признание до Революции 1917 года, и не эмигрировавших после нее за рубеж. Мастер модерна интерпретировал в своем творчестве русскую историю и традиции. Изящное изображение Георгия Победоносца заключено в оригинальную раму, заказанную живописцем в мастерской киотов и икон А. Костерина.
Франция и русское искусство
Русский парижанин Константин Коровин проводил свои порой счастливые и порой печальные дни с 1922 года в Париже. В каталоге аукционных торгов MacDougall сразу несколько «парижских» Коровиных.
Искусство импрессионистов — самое популярное, а простенький мотив стогов Клода Моне находит воплощение в творчестве советского мастера Владимира Стожарова.