10 рисков арт-рынка
Что делать, чтобы увлечение искусством не было омрачено ни финансовыми, ни юридическими проблемами, рассказывает TheStatusSymbol.com арт- и бизнес-консультант по созданию коллекций и фондов, спикер Synergy Art Academy Валентина Мала.
«Коро был автором 3 000 полотен, 10 000 из которых были проданы в Америке», – Рене Юнг (искусствовед и хранитель музейной коллекции Лувра).
$7 млрд – объём чёрного рынка искусства (занимает третье место после продажи наркотиков и оружия).
Искусство всегда следовало и будет следовать за деньгами. Цифры говорят сами за себя: оборот рынка искусств за 2019 год составил $64 млрд. Это достаточно хороший показатель, который даёт нам понять, что искусство превратилось в бизнес. С другой стороны, эти же миллиарды подталкивают людей, которые хотят заработать много и быстро нечестным путём. Поэтому сегодня мы поговорим о главных рисках арт-рынка.
Подделки.
Подделка – это произведение искусства, отдельный элемент (подпись, элементы композиции) которого, или оно полностью было фальсифицировано с целью извлечения прибыли.
Что делать? Как себя обезопасить, чтобы не стать владельцем такой работы? Единственный официальный документ, который подтверждает подлинность произведения искусства – это сертификат аутентичности от признанного эксперта и/или публикация в catalogue raisonne («каталог резоне») с провенансом и техническим анализом. Несмотря на то, что catalogue raisonne не имеет никакой юридической силы, без публикации в нём работа не существует для арт-рынка.
Кто эксперт?
Практика знает сотни случаев, когда владельцы картин предъявляют сертификаты от неизвестного или непризнанного эксперта. Клиент в этом случае искренне уверен, что обладает подлинником, но для арт-рынка есть лишь несколько экспертов, чьё мнение действительно имеет вес. Так что наличие сертификата от неизвестного эксперта не даёт никакого подтверждения подлинности предмета искусства, соответственно – никакой уверенности.
Что делать? Необходимо проверить статус эксперта. На рынке искусства есть «Международный гид экспертов и специалистов» – это, скажем так, «жёлтые страницы» арт-рынка. В справочник входит порядка 2 500 экспертов. Этим каталогом пользуются все аукционные дома, эксперты и консультанты. На практике гид работает на 70–80% с европейским искусством и хуже с русским. 20–30% всегда остаются на неточность, но это всё равно авторитетный источник, на который можно полагаться и использовать в качестве базы. Второй вариант проверки – погуглить фамилию эксперта в интернете. Посмотреть, что он пишет, с какими домами работал и для каких галерей делал экспертизу. Если есть сомнения – позвоните в аукционный дом и задайте интересующие Вас вопросы об эксперте.
Состояние картины
То, что мы видим собственными глазами, не отражает фактической ситуации и не показывает реального состояния картины.
Что делать? Необходимо запросить conditional report, а лучше всего сделать его у сертифицированного эксперта. Он должен предоставить документ, который поможет достоверно оценить физическое состояние картины, какие реставрации были проведены, как много и как давно они были сделаны. Негласная практика европейского рынка, которая напрямую влияет на цену, – проверка масштаба восстановительных работ. Если реставрация превышает 30% от полотна и 25% от главного сюжета, то из искусства картина превращается в предмет дизайна, соответственно цена сильно падает.
Неподтверждённое право собственности
Часто бывает такое, что человек, который физически владеет предметом искусства, не является его официальным владельцем. Если переход собственности происходит через аукционный дом, здесь ситуация чуть легче, так как ответственность в этом случае ложится на страховую компанию аукционного дома. Если же переход собственности осуществляется между двумя владельцами – продавцом и покупателем – или с помощью посредников, риск повышается.
Что делать? Необходимо запросить все косвенные подтверждающие документы – счета галерей, аукционных домов, номера лотов, копии договоров перехода права собственности, фотографии произведения искусства в интерьере или с владельцами, выписки из архивов и т.д. То есть всё, что указывает на отслеживаемые факты. При этом очень важно проверить наличие приобретаемого предмета в базах ФБР, Интерпол и реестра ARTLOSS.
Неполный провенанс
Провенанс – это история предмета искусства от момента его создания до сегодняшнего дня. Безусловно, в ней могут быть незаполненные отрезки времени. Но если они подменяются душещипательными историями о том, как кто-то получил наследство от своей бабушки или что это был подарок, который утеряли, а потом где-то случайно обнаружили, – перед вами почти наверняка мошенники.
Что делать? Проверить статус владельца, выставочную историю, публикации в книгах и каталогах. Также необходимо осмотреть все существующие на картине надписи, наклейки из галерей, музеев, транспортных компаний или имена коллекционеров. Уже после сбора фактов можно сделать запрос, чтобы выяснить соответствие полученных данных с представленной версией. При этом верить можно только оригиналам: если вам предоставляют копии, нужно настаивать на исходниках.
Украденное и трофейное искусство
Под украденными предметами искусства понимается тайное хищение по собственной инициативе или по заказу с целью перепродажи, арт-неппинга или акта вандализма. Под трофейным искусством понимаются все культурные ценности, которые были перемещены во время Второй Мировой войны и сразу после её окончания. Основные задействованные страны: Германия, Польша, Венгрия, Австрия, Франция, Бельгия и бывшее СССР.
Что делать? Изучать надписи и этикетки на предмете искусства. К примеру, Знак Третьего Рейха – Орёл, буквы HG (Herman Göring) – указывает на перемещение или продажу в период Второй Мировой войны. Здесь также важно проверить наличие предмета искусства в базах ФБР, Интерпол и реестре ARTLOSS.
Отмывание денег
9 июля 2018 года было принято решение о включении арт-рынка в список отраслей с повышенным уровнем возможностей подмены источников средств. Речь идет о Пятой директиве по борьбе с отмыванием денег, принятой Европарламентом и вступившей в силу 9 июля 2018 года.
Что делать? Необходимо сделать банк вашим лучшим другом. Это нужно элементарно потому, что у банка намного больше возможностей осуществить все необходимые проверки, чем у вас как у частного лица. Также важно посмотреть, кто является финансовым выгодополучателем, и проверить, есть ли продавец или покупатель в списках видных политических деятелей или руководителей. При этом не стоит забывать о членах их семьи, которые тоже попадают в эту категорию.
Свободные порты
Речь идёт о бондовой зоне, которая не попадает под контроль таможенной службы и юридически расположена вне таможенной границы страны, на территории которой она находится. Все проведённые здесь операции освобождаются от налогообложения. Второй момент – все сделки проводятся под грифом «секретно». С одной стороны, высокий уровень конфиденциальности защищает коллекционеров, с другой – создаёт платформу для сделок по украденному и трофейному искусству и отмыванию денег.
Что делать? Если вы понимаете, что вы и ваш клиент покупаете предмет искусства в свободном порту, необходимо создать команду из специалистов рынка для осуществления проверки. Под командой имеется в виду адвокат, который специализируется на арт-рынке, независимый консультант и, если мы говорим об уникальной дорогостоящей работе, обязательно необходима консультация эксперта.
Конфликт интересов
Личная заинтересованность одного из участников сделки может повлиять на процесс принятия решения и нанести финансовый и репутационный ущерб. В случае заинтересованности он будет затягивать процесс, намекая на дополнительный гонорар. А в случае незаинтересованности найдёт «необходимые сомнения», которые не позволят выдать заключение. Двойная заинтересованность сторон заставляет их закрывать глаза на рискованные детали.
Что делать? Нужно пригласить консультанта по искусству или эксперта и произвести независимую оценку реальной стоимости объекта искусства. При этом необходимо подписать со всеми посредниками соглашение, в котором подтверждается, что они и связанные с ними третьи лица получают своё вознаграждение только с вашей стороны и обязуются отстаивать исключительно ваши интересы.
Потеря репутации
В случае потери репутации мир искусства для человека однозначно будет закрыт. Все предыдущие сделки будут перепроверены с особой тщательностью, также возникнет риск публикации «чёрных пятен» из биографии.
Что делать? Проверить чистоту репутации всех участников сделки всеми возможными способами. Мир искусства мал, если есть какие-то тёмные пятна в биографии, всегда найдётся кто-то, кто об этом расскажет.