Now Reading
Последние тренды онлайн арт-бизнеса

Последние тренды онлайн арт-бизнеса

Jeffrey Boloten dpi faculty
View Gallery

Уберизация мировой экономики уже стала фактом. Даже на консервативном арт-рынке, согласно докладу Art Basel-2017, в последние 5 лет наблюдался рост в онлайн-секторе (72%) и составил $5,4 млрд. (8% от всех продаж в мире). Глобализация несёт собой постоянный рост мирового арт-рынка за счет развития новых рынков и становления “new wealth”. Мировые арт-бренды и ключевые игроки укрепляют свои позиции на рынке. Однако налицо кризис в галерейном мире: многие мелкие и средние галереи закрываются, выживают крупные галереи-бренды. Галереи все больше конкурируют с аукционными домами такими, как Christie’s и Sothebys’s, которые занимают 90% рынка.

Специалист Sotheby’s и ArtInsight Джеффри Болотен рассказал об основных трендах в онлайн арт-бизнесе в рамках Synergy Art forum.

Арт-дилеры, аукционы и продажи онлайн

Около 50% продаж галереи совершают новым клиентам. Только 6% продаж арт-дилеры совершают онлайн (данные 2017 года). В Интернете у галереи неограниченный потенциал поиска новых клиентов. По данным продаж Sotheby’s в 2017 году, 45% покупателей искусства онлайн были новыми клиентами аукционного дома, хотя в крупных аукционных домах уровень продаж искусства онлайн всего лишь 1-2%. У более мелких игроков рынка – эта доля значительнее за счет более низких цен.

В 2012 году был создан первым мировой аукционный дом онлайн Auctionata, который даже после слияния с нью-йоркским Paddle8  был признан банкротом и закрыт, а Paddle8 вновь стал независимой компанией. Помимо консервативности арт-рынка, покупателям все еще необходимо видеть, иметь оффлайн контакт, приобретая более дорогое искусство, поэтому онлайн арт-рынок еще не завоевал нишу искусства более высокой ценовой категории.

Аукционный агрегатор

TheSaleroom, Bidsquare (на арт-рынке США), Invaluable позволяют покупателю следить за результатами аукционов в реальном времени, благодаря аудио и видеотрансляциям. Мелким аукционным домам теперь не нужно создавать собственные платформы для онлайн продаж, они могут размещать свои предложения на аукционных агрегаторах.

Арт-базы данных

Artnet и Artprice – самые крупные игроки на рынке баз результатов аукционов, продаж, различных исторических и экспертных данных по художникам — также развивают онлайн сервисы экспертизы, оценки, аналитики рынка и онлайн стриминга аукционов, объединяя, таким образом, всех игроков рынка вместе.

Арт-социальные сети

Artstack позволяет пользователям выставлять, искать произведения искусства и единомышленников в арт-мире. Можно публиковать свои коллекции и влиять на игроков рынка. Google Art project претендует на создание мирового музея искусства, но проект стагнировался из-за прав на изображения. Instagram – монополист на рынке, самая популярная визуальная и социальная сеть в мире c 1 млрд. пользователей.

Арт-гибриды и продажи искусства онлайн

Тенденция последних лет на арт-рынке – это создание крупных сайтов-инфлюенсеров, которые под своим брендом объединяют в себе множественный функционал. Например, Artuner представляет публике собственные кураторские выставочные проекты, занимается курированием и поиском новых талантов среди современных художников. Другие арт-гибриды – Artspace, Artsy, Artfinder, Saatchi Art, 1stibs, Artviatic (где коллекционер продает коллекционеру, без посредников!).

В арт-мир пытаются войти и такие гиганты, как Amazon Art и Ebay. За прошедший период на сайте Amazon, имеющем обширную клиентскую базу (200 млн. чел.), было представлено 40 000 арт-объектов. На Ebay 150 млн. активных покупателей, где в 2013 году предметов искусства было продано на $5,2 млрд., причем 95% от всех продаж – это предметы искусства дешевле $100.

Картина в аренду, арт-shazam и Дэмиен Хёрст за $100

Когда речь идет о покупке и продаже предметов искусства онлайн, продавец или покупатель лишаются курирующей составляющей, которую обычно исполняют арт-дилеры или галеристы, отбирая произведения на реализацию. Один из последних трендов в онлайн арт-бизнесе – оказание  полного комплекса арт-услуг онлайн: от оценки, экспертизы, курирования до вполне скучных – транспортировки, выбора рамы и страховки. Так или иначе, многие из этих услуг предоставляются онлайн и галеристами, и аукционными домами. Riseart пошел дальше: помимо курирования коллекции, сайт предлагает «попробовать» примерить арт-объект к своему пространству прежде, чем приобрести её. Articheck предлагает онлайн создавать отчет о состоянии предмета искусства (condition report), хранить и отслеживать его.

Smartify – «Шизам» для искусства. Приложение подразумевает использование в музее: наводишь на картину, и приложение дает академическую информацию о картине и художнике. Magnus – также «шизамит», но в современном искусстве, выдает сравнительный анализ цен на произведения художника на арт-рынке и указывает, в какие галереи еще можно заглянуть. Принцип Magnus и самое приложение невероятно амбициозно и труднореализуемо. Пользователи жалуются на его функционирование. Magnus поможет сделать рынок более прозрачным. Недавно крупный коллекционер современного искусства, актер Леонардо ди Каприо стал инвестором этого проекта.

Проект Sedition предлагает недорого ($100) покупать, продавать, коллекционировать и хранить видеоарт (digital art). Теперь каждый может стать обладателем произведения искусства от арт-звезд уровня Трейси Эмин за сравнительно небольшую стоимость. Схожий проект — Daata editions – заказывает художникам не только видеоарт, но и музыку, поэзию, другие формы искусства и реализует их на своем сайте. Теперь вся Ваша коллекция искусства, отсутствуя в физическом воплощении, может храниться, демонстрироваться и даже продаваться онлайн.

Подобные сайты формируют спрос на новые продукты арт-рынка, привлекают новых покупателей. Однако они по-прежнему остаются в нижнем и среднем ценовом сегменте рынка.

97% операций купли-продажи онлайн в ценовом отношении ниже $50 000. Постепенно цены на продажи онлайн растут. Естественно, что существует психологический потолок на покупки онлайн, который сохранится в ближайшее время.

Выгоды и риски купли-продажи предметов искусства в Интернете

Интернет дает определенную прозрачность арт-рынку, что касается цен на работы и художника, имеет доступ к новым аудиториям по всему миру, его отличает легкость и быстрота коммерческих операций с искусством, он помогает экономить деньги на доставку арт-объектов и т.п.

Отсутствие «материальности» — и достоинство, и главным недостаток, который отмечают 82% покупателей искусства. Ведь у покупателя могут возникнуть проблемы с реальным состоянием или качеством материального предмета искусства, купленного в Интернете. Вследствие отсутствия или предоставления слабой экспертной поддержки, у покупателя могут возникнуть вопросы, связанные с подлинностью предмета искусства. Не исключены спекуляции на отсутствии должных знаний реалий арт-рынка у новых покупателей и продавцов.

Состояние арт-бизнеса онлайн сейчас находится на стадии «повторения» рынка оффлайн: например, аукцион или галерея создаются онлайн. Согласно аналитическому отчету по арт-рынку онлайн Hiscox, рынок онлайн вырос в 2017 году на 12% и составил $4,22 млрд. так же, как и мировой арт-рынок, по данным Art Basel, выросший в 2017 году на 12% и составивший $63,7 млрд. В 2020 году онлайн арт-рынок будет оцениваться в $9,58 млрд.

Джеффри Болотен предположил, что революция в арт-мире случится не вследствие новых технологий, а от самих художников, которые в отличие от предпринимателей-инноваторов знают, как функционирует этот закрытый и консервативный бизнес.

Джеффри Болотен — руководитель программ в Sotheby’s Institute of Art в Лондоне, один из основателей и исполнительный директор ArtInsight Ltd. — образовательного партнера ведущей компании по исследованию арт-рынка ArtTactic. Работал в издательстве Penguin Books, в галерее Тейт и Лондонском колледже искусств. Болотен — постоянный участник международных конференций и других мероприятий, посвященных искусству и арт-рынку, член-основатель PAIAM («Профессиональные консультанты по международному арт-рынку»).

О Джеффри Болотене на сайте Sothebyʼs Institute of Art

Synergy Art Forum – первый в России форум международного уровня, объединяющий профессионалов арт-бизнеса, организованный университетом «Синергия, с привлечением иностранных и отечественных экспертов. Цель форума — восстановление подлинной и актуальной картины современного функционирования креативных и арт-индустрий, а также активное общение и обмен опытом среди участников мероприятия.

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top