Now Reading
Экспертиза живописи сегодня: рассказывает эксперт-искусствовед

Экспертиза живописи сегодня: рассказывает эксперт-искусствовед

4. 1Чернецов Н.Г. Вид Александрии в Египте. 1850 г. Холст кромки подведены масло. 787 х 1199 см. Надпись и подпись на обороте. Без рамы.

Как проводится экспертиза живописи, что нужно знать коллекционеру и ценителю искусства? На эти вопросы ответит эксперт-искусствовед Центра художественной экспертизы им. И. Е. Репина Екатерина Гордеева.

За последние 50 лет научные исследования живописи шагнули далеко вперед во многом благодаря специализированным научным институтам отечественным и европейским. Экспертиза живописи сегодня продолжает развивать эту область, но уже в кардинально новом направлении.

Раньше в исследовании живописи приходилось полагаться в основном на субъективное мнение знатока, его интуицию. Зачастую это приводило к ошибкам. Известно множество громких историй с подделками, например, фальсификация Вермеера Хан ван Меегереном или подделка памятников античности и Возрождения Альчео Доссена (европейские истории). Сегодня подобные ошибки исключены. С использованием новых технологий экспертиза перешла на качественно новый уровень, поскольку работа проводится комплексно: знания и опыт искусствоведа, работа с литературой и документами сочетаются с технологическими исследованиями. Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина придерживается именно этого подхода и является одной из ведущих экспертных организаций на русском антикварном рынке. Существуют отдельные независимые организации, работающие в интересах клиента. Они обеспечивают качественное комплексное исследование.

Почему необходима экспертиза искусства?

В современном мире искусство – это инвестиция, а экспертиза, помимо музейных исследований, также в значительной степени связана с арт-рынком. Соответственно, экспертизу произведений искусства проводят эксперты-искусствоведы для коллекционеров и арт-дилеров, в первую очередь, для подтверждения оригинальности работ и дальнейшего проведения коммерческой сделки. Следует отличать экспертизу и атрибуцию произведений искусства. Атрибуция – часть процесса экспертизы – позволяет установить автора анонимного произведения, кто или что изображено. Порой, если изначально нет никаких зацепок (документов, подписи или надписей) установить автора невозможно. Экспертиза же работает с более конкретным материалом: в ходе исследований можно подтвердить или опровергнуть предполагаемое авторство, проверить или приблизительно определить дату создания, если это аноним – назвать школу и время создания.

По результатам исследований владельцы произведений получают сертификат подлинности. Сертификаты Центра экспертизы им. И. Е. Репина принимаются на всех отечественных и международных аукционах и являются «знаком качества». Экспертиза не только страхует от приобретения подделки, но и поднимает оригиналы в цене, так как выступает гарантом их подлинности. Экспертное заключение позволяет также провести оценку произведения для установления его рыночной стоимости. Центр экспертизы им. И.Е. Репина работает в обоих направлениях: проводит экспертизу и оценку от двух независимых экспертов. Это достаточно удобно для клиентов, так как позволяет сразу собрать пакет документов.

Как проводится экспертиза живописи?

Первые этапы связаны с работой эксперта-искусствоведа. Часто опытный специалист уже при визуальном осмотре может определить: оригинальная работа, фальсификация или копия. Как? Срабатывает старый знаточеский принцип, основанный на психологии узнавания и сравнения. Первое впечатление складывается буквально в минуту. За этим следует более детальное изучение. Эксперт сравнивает художественный мотив, построение композиции, колористическое решение, характер мазков – насколько они типичны для почерка художника. Это стилистический анализ. Также эксперт сравнивает подпись с известными образцами; соотносит биографию художника с предполагаемой или указанной датой.

Обязательно фиксируется общий внешний вид работы, состояние сохранности произведения, оценивается степень старения материалов. Для этого специалисты, помимо внимательного рассмотрения работы в видимых лучах, обращаются к технологиям невидимого света: а именно смотрят работу в ультрафиолетовом (УФ) и инфракрасном (ИК) излучении. Оборудование находится непосредственно в офисе и позволяет сразу провести эти первичные исследования. В УФ и ИК можно выявить реставрационные вмешательства и поздние записи, увидеть скрытые надписи, авторские переделки и прочее. По свечению красок в УФ можно определить некоторые материалы, например, ярким розовым цветом светится красный краплак «rose d’oré». УФ помогает обнаружить скрытые надписи. Недавно при исследовании одной картины в УФ была обнаружена надпись на подрамнике «из собрания N», что позволило установить провенанс картины и подтвердить ее подлинность. В ИК, помимо невидимых надписей, можно увидеть рисунок мастера, скрытый под красочным слоем. Характер рисунка может подтвердить подлинность работы. Например, подробный подготовительный рисунок типичен для художников академической школы XIX века, в том числе для мастера пейзажной и видовой живописи Н.Г. Чернецова, работы которого редко встречаются на арт-рынке и вызывают особый интерес.

Для более детального исследования материалов красочного слоя эксперт-искусствовед исследует картину в микроскоп. Увеличение микроскопа многократно превышает увеличение линзы лупы, которой пользовались знатоки ранее. Сейчас специалист может видеть мельчайшие детали, рассмотреть «объем» живописи: мазки, более пастозные или прозрачные, которые образуют фактуру изображения. Красочный слой обычно покрыт лаком. А вся живопись – сеткой кракелюра – трещинками, которые образуются при ссыхании краски и основы, а иногда от механических повреждений. Это наиболее очевидный признак старения. Обычно кракелюр равномерно прорывает все слои живописи: от грунта до лака. Особенно тщательно проводят исследование подписи, чтобы определить ее единовременность с красочным слоем. Если краска затекает в трещинки, лежит поверх них или даже поверх лака – это признак более поздней, фальшивой подписи.

Фотоизображение поздней подписи в микроскоп: краска затекает в кракелюр красочного слоя
Фотоизображение поздней подписи в микроскоп: краска затекает в кракелюр красочного слоя

Фотоизображение поздней подписи в микроскоп: краска затекает в кракелюр красочного слоя

После первичных анализов стилистической экспертизы эксперты преступают к более детальным физико-химическим исследованиям. Центр экспертизы Репина уделяет этому особое внимание. Одним из наиболее важных этапов экспертизы является рентгенографирование картины. Рентген позволяет увидеть картину насквозь: все ее слои одновременно. По рентгенограмме можно проанализировать утраты и реставрационные вмешательства, причем даже самые давние, скрытые новыми реставрациями. Рентген дает представление о методе и манере работы художника, раскрывает изменения композиции. Рентген – это паспорт картины, который сохраняет ее историю и который невозможно подделать. Бывают случаи, когда рентген открывает то, что художник намеренно скрыл. На экспертизе в Центре Репина была картина художника К. С. Петрова-Водкина «Женщина в шляпе» 1907–1908 годов. При исследовании рентгенограмм обнаружили, что под верхним слоем живописи скрыт еще один: композиция с молодой женщиной с шляпой в руках. Это очень типично для Петрова-Водкина, множество его картин написаны на ранее использованных холстах. Такой характерный признак позволяет говорить о подлинности работы.

Отдельный вопрос экспертизы – датировка картины. Для этого часто обращаются к химическим методам исследования. Центр экспертизы им. И. Е. Репина сотрудничает с научно-исследовательской лабораторией ММОМА, где есть наиболее полный набор самого современного оборудования. Эксперты-технологи отбирают пробы с картины – микрочастицы со всеми слоями красочного слоя – их исследуют в лаборатории. Необходимо определить состав использованных материалов – пигменты и связующее, время их применения и степень старения. Эти данные и позволяют установить примерное время создания работы.

В Центре Репина в качестве первичного «экспресс» химического исследования проводится рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), который выявляет металлические примеси в пигментах. Современное оборудование позволяет работать неразрушающим методом, то есть без отбора проб. Например, в картине художника XIX века обнаружены значительные примеси титана (Ti). Титановые краски начали использовать в промышленном изготовлении с 1921 года, а только с 1930-х годов – они вошли в широкое применение. Таким образом, картина не может быть подлинной живописью XIX века. Подобный анализ проводится достаточно быстро, но не всегда дает настолько очевидные результаты. Все-таки полноценное химическое исследование – более подробное и точное.

Технологическая экспертиза не дает прямых ответов, она не всегда точна, ведь картины создают люди, и чтобы разгадать их замыслы, нужен искусствовед. Именно он интерпретирует полученные данные и выносит последнее решение относительно подлинности, авторства и даты. Технико-технологическая экспертиза остается на службе у специалиста и способствует эволюции нашего знания об искусстве и художниках.

© TheStatusSymbol.com 2017-2025. 16+ All Rights Reserved.

hello@thestatussymbol.com

 

Scroll To Top